Законы

Временное приостановление деятельности структурного подразделения

Приостановление деятельности обособленного подразделения и обязанность сдавать «нулевую» налоговую отчетность

В I квартале 2010 г. организация приостановила деятельность своего обособленного (структурного) подразделения, не указанного в учредительных документах. Работники подразделения были уволены, договор аренды нежилого помещения, в котором располагался офис, расторгнут, имущество возвращено в головной офис. Должна ли организация уведомлять ИФНС России о приостановлении деятельности обособленного подразделения и сдавать «нулевую» налоговую отчетность?

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения, перечисленного в п. 2 ст. 11 НК РФ, не ведет к созданию организацией обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/[email protected] «О направлении разъяснений»).
Следовательно, поскольку работники подразделения были уволены, договор аренды офиса расторгнут, а имущество, которым были оборудованы рабочие места, возвращено в головное подразделение, в соответствии со ст. 11 НК РФ в данном случае, по нашему мнению, имеет место не приостановление деятельности обособленного подразделения, а прекращение его деятельности. Поэтому следует учитывать, что организация должна принять решение не о приостановлении деятельности своего обособленного подразделения, а о прекращении его деятельности.
В данном случае следует также учитывать, что речь идет о прекращении деятельности структурного подразделения организации, а не о прекращении деятельности филиала или представительства организации, понятие которых содержится в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, так как из вопроса следует, что они не указаны в учредительных документах организации. При этом согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
В данном случае, учитывая, что речь идет не о представительстве или филиале, указанном в учредительных документах организации, а об обособленном (структурном) подразделении, организации не требуется сначала вносить изменения в свои учредительные документы, а в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ она обязана сообщать в течение одного месяца со дня прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.
Снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения (ст. 84 НК РФ).
В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уточненные декларации по указанному обособленному подразделению, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения (учета) организации (п. 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н).
При возобновлении деятельности обособленного подразделения организация может вновь его зарегистрировать в налоговом органе.

Статья 27.16. Временный запрет деятельности

Статья 27.16. Временный запрет деятельности

1. Комментируемая статья введена в КоАП Законом N 45 и вступила в силу с 18.08.05. Она посвящена характеристике такому новому виду мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как временный запрет деятельности (далее — ВЗД). Последний следует отличать от административного приостановления деятельности (оно относится к видам административного наказания, см. коммент. к ст. 3.12). Анализ ст. 27.16 позволяет указать на следующие признаки ВЗД:

1) это кратковременное (оно длится до момента рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, но в любом случае не более 5 суток см. коммент. к ст. 27.17) прекращение деятельности ИП или ЮЛ, а равно филиалов, представительств иных структурных подразделений ЮЛ (в т.ч. территориально не обособленных, например, цехов корпусов, ферм, лабораторий, производственных участков и т.п.), а также приостановление эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, сооружений принадлежащих ЮЛ или ИП. Это же относится к временному запрету осуществлять отдельные виды деятельности, выполнения работ, оказания услуг со стороны ЮЛ или ИП;

2) эта мера применяется лишь в исключительных случаях, прямо и исчерпывающим образом перечисленных в ст. 27.16. Изменения внесенные в этот перечень Законом N 189 от 05.11.06 (о том, что данную меру могут применять и для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранных работников, см. об этом коммент. к ст. 18.15-18.17) — вступили в силу с 09.11.06;

3) условием применения ВЗД является то, что за совершение данного административного правонарушения та или иная ст. КоАП предусматривает назначение такого вида наказания как административное приостановление деятельности (см. например, коммент. к ст. 20.4);

4) ВЗД не может быть применено при нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (исходя из норм последнего, в частности, осуществляется приостановление операций по банковским счетам ЮЛ).

2. ВЗД может применяться лишь должностными лицами, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (см. об этом коммент. к ст. 28.3). При этом:

1) речь идет лишь об административных правонарушениях, за которые может быть назначено такое наказание как административное приостановление деятельности;

2) протокол обязательно должен содержать сведения, прямо указанные в ч. 3 ст. 27.16: в противном случае он будет обесценен, как процессуальный документ (однако иные сведения в протокол можно включать, это не противоречит ст. 27.16);

3) протокол должен быть подписан должностными лицами и ИП либо ЮЛ (их представителями) и его копия (по их просьбе) вручается последним. Если кто-либо из указанных лиц не подпишет протокол, то об этом необходимо сделать отметку в протоколе.

2.12. Временный запрет деятельности (Статья 27.16 Кодекса)

Отличие двух названных мер административного принуждения по их содержанию состоит только в сроках прекращения деятельности названных субъектов права. Статья 27.17 Кодекса регламентирует лишь один из элементов порядка применения такой меры административного принуждения как временный запрет деятельности – его срок.

В соответствии с требованиями данной статьи, срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (за исключением деятельности, прекращение которой может повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения).

Таким образом, административное наказание в виде административного приостановления деятельности осуществляется на срок до девяноста суток, а мера, обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности осуществляется на срок до пяти суток.

Имеются отличия между названными мерами административного принуждения и по порядку их применения. Решение о наложении административного наказания в виде административного приостановления деятельности может быть принято лишь судом, тогда как временный запрет деятельности названных субъектов права может быть осуществлен по решению должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении.

При этом временный запрет деятельности может применяться только в тех случаях, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Основанием применения временного запрета деятельности является наличие исключительного случая, и необходимости предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, а также в случаях возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. В этих случаях приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Целями временного запрета деятельности является пресечение правонарушений, а также предотвращение обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 27.16 Кодекса.

Приостановление деятельности работодателя – последствия для работников

Статьи по теме

Законом предусмотрены случаи, при которых работники не могут выполнять работу из-за того, что деятельность работодателя приостановлена. О том, когда это возможно и какие гарантии предоставляются работникам, мы и поговорим.

Закон предусматривает случаи (основания) полного либо частичного временного прекращения всех или отдельных видов деятельности организации, индивидуального предпринимателя помимо воли работника, но по решению самого работодателя или в связи с принятием обязательного для исполнения решения о приостановке работы, не предполагающие увольнения работников.

Работодатель, заключивший трудовой договор, принимает на себя обязанность обеспечивать работника работой в течение всего периода действия такого договора. А значит, решение о приостановлении деятельности работодателя по его инициативе или по предписанию уполномоченных органов влечет невыполнение этой обязанности. Это есть не что иное, как основание, лишающее работника возможности трудиться и приобрести право на соответствующее вознаграждение в форме оплаты труда.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ РАБОТОДАТЕЛЯ

Приостановление деятельности работодателя по его собственному решению допускается законом в различных фактических обстоятельствах.

Временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера определяется ч. 3 ст. 72 2 ТК РФ как простой и предполагает обязательный для работника перевод на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе.

Если при приостановке работы в случае простоя по указанным выше причинам перевод работника невозможен, то этот период гарантированно оплачивается по правилам ст. 157 ТК РФ в размере не менее двух третей средней заработной платы или не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, рассчитанных пропорционально времени простоя.

На очередном общем собрании учредителей было принято решение закрыть одно из направлений деятельности нашего предприятия. Причем такое решение не было обусловлено какими-то серьезными причинами, так что говорить о простое не приходится. Что теперь делать с сотрудниками, занятыми в этой сфере бизнеса компании? Положены ли им какие-то гарантии?

Отметим, что работодатель полностью свободен в выборе видов (направлений) деятельности, а также вправе самостоятельно принимать решения о начале, приостановлении и прекращении той или иной деятельности. Очевидно, что трудовое законодательство должно учитывать и ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам, не образующим понятия «простой», деятельность работодателя полностью или частично приостанавливается.

Наиболее простым и понятным решением кадровых вопросов в такой ситуации является сокращение штата и (или) численности работников с предоставлением всех гарантий, положенных по закону, перевод работников на другие виды деятельности с их письменного согласия. Но в том случае, если деятельность уже приостановлена, а процедура увольнения или перевода еще не завершена, работников необходимо обеспечить гарантийными выплатами на период приостановления работы.

Так как ТК РФ не дает ясного и однозначного ответа по поводу гарантий на период приостановления работы, формально не являющийся простоем, работникам либо в нарушение ст. 128 ТК РФ предлагают уйти в отпуск без сохранения заработка, либо вынуждают к увольнению по собственному желанию. Ни один из этих вариантов, конечно же, не соответствует законодательству.

Что же предпринять? Практика приостановления деятельности организациями и индивидуальными предпринимателями без каких-либо ясно обозначенных причин достаточно распространена и хорошо известна налоговым органам.

В многочисленных письмах Минфина России, Минздравсоцразвития России и ФНС России (см., например, письмо Минздравсоцразвития России от 22.03.2011 № 19-5/10/2-2767, письмо ФНС России от 27.08.2009 № ШС-22-3/[email protected], письмо Минфина России от 15.05.2009 № 03-11-09/171, письма Минфина России от 25.01.2010 № 03-11-11/14, от 14.09.2009 № 03-11-06/3/233, от 17.09.2009 № 03-11-09/317) разъясняются взаимоотношения работодателей, не ведущих определенной деятельности, с государством (с бюджетом и внебюджетными фондами), однако единой налоговой практики так и не сложилось. До настоящего времени в нормах ТК РФ нет однозначного ответа на вопрос, вправе ли работник рассчитывать на гарантийные выплаты, если деятельность работодателя фактически приостановлена (работа не предоставляется) и это не может квалифицироваться как простой, а перевод на работу в другую организацию или увольнение не произведены?

Совершенно очевидно, что в этом случае интересы работника, находящегося в трудовых отношениях, но фактически не исполняющего свои обязанности ввиду отсутствия деятельности (работы) нанимателя, должны быть законодательно защищены.

Полагаем, что работодатель, приостановивший деятельность по собственным мотивам, если это не является простоем, должен нести бремя гарантийных выплат в размере среднего заработка работникам, лишившимся возможности исполнять свои трудовые обязанности, если трудовые отношения с ними сохранены и нет возможности предоставить им иную работу, за исключением тех случаев, когда приостановление деятельности вызвано чрезвычайными обстоятельствами (тяжелая болезнь, катастрофа, война и т. п.), когда работодатель объективно не может определить судьбу работников до наступления соответствующих событий.

Кстати сказать

Гарантии при приостановлении работы

Правовая категория «приостановление» в сочетании с уточняющими ее фактическими обстоятельствами получила чрезвычайно широкое и принципиально различное по своему смыслу и наступающим правовым последствиям закрепление и практическое применение.

В нормах Трудового кодекса РФ активно используются понятия: «приостановление деятельности» (наиболее широкое понятие), «приостановление работы», «приостановление работ», «приостановка работы», «приостановление действия», «приостановление работ в связи с приостановлением деятельности», «приостановление действия трудового договора», «приостановление забастовки» и др.

В некоторых случаях законодатель вместо термина «приостановление работы» определяет, по сути, то же правовое явление словами «отказ от выполнения работы» (глава 59 ТК РФ), «отказ от выполнения работ» (ст. 220 ТК РФ).

Так, работник в целях защиты своих трудовых прав в соответствии с правилами ст. 379, 220 и 142 ТК РФ вправе отказаться от исполнения трудовых обязанностей (приостановить работу по своей инициативе).

Хотя ст. 379 ТК РФ и предусматривает, что на время отказа от работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством, и, безусловно, гарантирует такому работнику прежнюю работу по возвращению на нее, но не дает ясного ответа на вопрос о том, какие именно трудовые права будут сохранены, в том числе не содержит указания о сохранении за работником каких-либо выплат в этот период.

Гарантийные выплаты в период приостановления работы в случае отказа работника от ее выполнения в качестве общего правила законом не предусмотрены. Такие выплаты могут быть установлены локальными нормативными актами работодателя и (или) коллективным договором.

При отказе работника от исполнения трудовых обязанностей в связи с тем, что работодатель нарушает правила охраны труда и создает реальную опасность для его жизни и здоровья (ст. 220 ТК РФ), при невозможности предоставить другую работу приостановление исполнения трудовой функции оплачивается как простой (ст. 157 ТК РФ).

А вот в части установления материальных гарантий трудовых прав работников, приостановивших исполнение работы при нарушении работодателем сроков оплаты труда (ст. 142 ТК РФ), к сожалению, приходится констатировать несовпадение положений ТК РФ, сложившейся на этот счет судебной практики различного уровня и позиции Президиума Верховного Суда РФ.

В нескольких судебных определениях учитывается, что связь между положениями ст. 142 и ст. 157 ТК РФ отсутствует, иных гарантий заработка в период приостановления работы по правилам ст. 142 ТК РФ нет. Исходя из этого в решениях судов сделан вывод: трудовым правом не предусмотрена возможность оплаты этого периода приостановления трудовой деятельности.

Определением Московского городского суда от 08.07.2010 по делу № 33-20392, напротив, предписано оплатить приостановление работы (ст. 142 ТК РФ) как время простоя в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

А в известном Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, указано, что работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время задержки выплаты заработной платы, включая период приостановления работы. При этом работнику также должны быть выплачены проценты за задержку заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Такое мнение представляется вполне оправданным и принятым, несомненно, в интересах работников, но пока не подкреплено законодательными правилам обеспечения прав работников в сфере оплаты труда.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Деятельность работодателя может быть приостановлена на определенный срок также в административном либо гражданско-правовом (исковом) порядке.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность лиц (организаций, физических лиц), нарушающая требования экологического законодательства, может быть приостановлена административно-правовым или гражданско-правовым запретом. Административно-правовой способ приостановления деятельности и соответственно выполнения работ, осуществляемых в рамках этой деятельности, — это применение административного наказания в соответствии со ст. 3.12. КоАП РФ. Гражданско-правовое приостановление может быть основано на решении суда в соответствии со ст. 1065 ГК РФ «Предупреждение причинения вреда».

Работники также могут быть лишены возможности исполнять свои трудовые обязанности в связи с приостановлением деятельности политической партии, в исполнительных органах которой они были заняты (ст. 38, 39, 40, 43 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»; далее — Закон о политических партиях).

Минюст России после вынесения предупреждения вправе вносить в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения на срок до шести месяцев в случаях нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Закона о политических партиях и иных федеральных законов.

Решения о приостановлении деятельности политической партии или ее структур выносится верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа.

Следует отметить, что закон достаточно ясно и конкретно определяет правовые последствия юрисдикционного приостановления деятельности партии или ее структур (ст. 40 Закона о политических партиях).

Также важно и то, что приостановление деятельности не касается расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных убытков (ущерба) и расчетов по трудовым договорам. Таким образом, трудовые права работников в органах партии, в том числе в части гарантийных выплат, могут быть полноценно обеспечены и защищены.

Аналогичные правила предусмотрены законом и при приостановлении деятельности общественных объединений, религиозных организаций, профессиональных союзов.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 42) предусматривает, что в случае нарушения общественным объединением Конституции РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, Министерство юстиции РФ или его территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор после внесения представления об устранении указанных нарушений вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного объединения, в том числе профсоюза и религиозной организации, может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Основания и порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории РФ установлены Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Все приведенные выше федеральные законодательные акты устанавливают существенно отличающиеся друг от друга основания приостановления деятельности партий, общественных организаций, профсоюзов; принципиально не совпадает и порядок принятия таких решений, а также круг органов, уполномоченных законом на это.

Общим для случаев приостановления политической или общественной, религиозной деятельности является срок (до шести месяцев) и условие сохранения прав по осуществлению выплат работникам.

Между тем, как и в других случаях юрисдикционного приостановления деятельности работодателей, закон не содержит гарантий, касающихся выплат работникам, лишенным возможности трудиться в условиях приостановления деятельности органов этих организаций и объединений.

Административное приостановление деятельности

Достаточно новым для правовой системы нашей страны является административное полное или частичное приостановление деятельности работодателей юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в порядке административного наказания за правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ. Данное наказание введено в практику государственно-надзорной и судебной деятельности, в том числе в сфере труда, с 12 августа 2005 г.

Обратите внимание! Полный перечень правонарушений, за которые может быть приостановлена деятельность работодателя, см. на www.pro-personal.ru

КоАП РФ в существующей ныне редакции содержит 44 состава правонарушений, предполагающих в качестве санкции приостановление деятельности на разные сроки, но не более чем на 90 суток. Большинство предусмотренных КоАП РФ оснований административного приостановления деятельности связаны с необходимостью временного полного или частичного прекращения тех или иных видов работ, т. е. лишает (может лишать) работников на определенный срок возможности выполнять обусловленную трудовую функцию.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда согласно ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ влечет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Многие другие специальные составы Особенной части КоАП РФ, так или иначе связанные с соблюдением правил безопасности работ и работников, также предусматривают это административное наказание.

Кстати сказать

Опыт надзорной деятельности государственной инспекции труда в Саратовской области свидетельствует, что наказание в виде административного приостановления деятельности в связи нарушением работодателями правил безопасности труда применяется очень активно и эффективно: в 2010 г. приостановлена работа 83 единиц оборудования и механизмов, шести производственных участков и иных структурных подразделений работодателей. В 2011 г. приостановлена работа в ряде помещений муниципальных учреждений образования и производственном цехе индивидуального предпринимателя, не отвечающих требованиям охраны труда.

Учитывая серьезность материальных последствий приостановления деятельности для работодателей и отсутствие объективных оснований для полного прекращения работ, деятельность организаций в целом не приостанавливалась. Есть примеры приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей по конкретным объектам (статистические данные ГИТ в Саратовской области за 2010 г. и первый квартал 2011 г.).

Административное приостановление деятельности носит вполне очевидный пресекательно-предупредительный характер. В первую очередь оно не должно допустить развития имеющегося правонарушения и исключить его негативные последствия, что вызывает весьма большие сомнения в его юридической сущности как вида правовой ответственности, тем не менее в существующей редакции КоАП РФ оно определяется как наказание (санкция) (п. 9 ст. 3.2. КоАП РФ) за соответствующие правонарушения, в том числе и в сфере отношений, регулируемых нормами трудового права.

Административное приостановление деятельности — основной вид наказания, поэтому оно не может при совершении одного правонарушения сочетаться с другими мерами административной ответственности, такими как предупреждение, административный штраф, лишение специального права и дисквалификация.

Данное наказание должно применяться с соблюдением Общих положений КоАП РФ, согласно которым (ст. 1.5.) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина работодателя при применении данного наказания должна быть доказана и конкретизирована во вступившим в законную силу постановлении судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статья 3.12. КоАП РФ определяет понятие, субъектный состав и общие объективные основания административного приостановления деятельности.

Это наказание заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделении, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Внимание, проблема!

КоАП РФ не предусматривает исключений, допускающих применение мер административного наказания без вины. Однако, как показывает опыт применения наказания в виде приостановления деятельности, в том числе в отношении муниципальных и (или) государственных учреждений, вина данного учреждения как субъекта отношений по поводу охраны труда ввиду отсутствия должного финансового, организационного или материального обеспечения, предоставляемого учредителем, да и в иных обстоятельствах либо объективно не может быть доказана, либо носит весьма спорный и трудно уловимый для процессуальной фиксации характер. Очевидно, именно поэтому в большинстве постановлений о привлечении к данному виду ответственности при наличии формальных условий угрозы жизни и здоровью людей суд констатирует наличие вины, при этом никак не мотивируя этот вывод.

Например, в постановлениях двух судей Эн-гельского районного суда Саратовской области от 28.02.2011 о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности в помещениях муниципальной школы искусств отмечено наличие и признание вины работодателями, но каких-либо доказательств, подтверждающих этот вывод, не приведено.

С одной стороны, это дает возможность работодателю обжаловать наказание в вышестоящем суде по мотивам недоказанности его вины, но, с другой стороны, неопределенность данного условия нарушает основное начало данного вида ответственности.

К сожалению, не ориентирует суды на документальное подтверждение в государственно-надзорных и судебных актах вины лица, чья деятельность приостанавливается, и п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Основанием административного приостановления деятельности является:

  • возникновение угрозы жизни или здоровью людей; эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) карантинными объектами; радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершение ряда административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности.

Обратите внимание! Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административной ответственности не позволяет достичь цели административного наказания

Данное наказание назначается судьей районного суда (ст. 23.1. КоАП РФ), и оно может быть обжаловано в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу (ст. 30.1. КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

С января 2011 г. в целях более оперативного решения вопросов по обеспечению безопасности в сфере промышленности, экологической безопасности право применять административное приостановление деятельности предоставлено также руководителям федерального органа и территориальных органов Ростехнадзора, их заместителям.

Процессуальные особенности применения судом наказания в виде административного приостановления деятельности состоят в следующем.

Особенность 1. Если государственным инспектором труда, инспектором Ростехнадзора применен временный запрет деятельности (ст. 27.16. КоАП РФ), протокол об административном правонарушении, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение суда, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления (ст. 28.8. КоАП РФ).

Особенность 2. Дело об административном приостановлении деятельности, если применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ст. 29.6. КоАП РФ).

Особенность 3. Принесение протеста на постановление об административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления (ст. 31.6. КоАП РФ).

Особенность 4. Постановление об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. Производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения данного наказания. Не допускается применение мер, влекущих необратимые последствия для производственного и трудового процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ст. 32.12. КоАП РФ).

Для обеспечения исполнения постановления суда о приостановлении деятельности судебным приставом-исполнителем могут быть предприняты следующие меры:

1. В постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав предупреждает лиц, ответственных за исполнение, об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (максимальное наказание — лишение свободы на срок до двух лет);

2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в соответствии со ст. 17.15. КоАП РФ: за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера:

  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

3. За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, налагается штраф:

  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. В дополнение к указанным положениям КоАП РФ административные (внесудебные) полномочия в части приостановления деятельности (работ) сохранились ныне и у органов МЧС России, а также ведомственных пожарных.

Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Ведомственная пожарная охрана при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ (ст. 6 и 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Сроки приостановления деятельности (работ) данным законом не ограничены, и приостановка осуществляется до устранения причин, ее обусловивших. Принудительное исполнение и ответственность за неисполнение таких актов законом не предусмотрены.

ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Несмотря на то что законодательство предусматривает множество правовых оснований и принципиально различных процедур приостановления деятельности работодателей, а значит, и связанных с этим случаев лишения работников возможности трудиться, правовые гарантии на этот счет предусмотрены нормами трудового права только для одного единственного основания, указанного в ч. 3 ст. 220 ТК РФ.

На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

По сути, гарантии данной нормы ТК РФ связаны с нормой ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ. Во всех остальных случаях ТК РФ не предоставляет работникам никаких гарантий по переводу на другую работу, сохранению прежнего места работы, должности по окончании приостановления, сохранению прежнего заработка при лишении возможности исполнять обусловленную трудовую функцию при полном или частичном приостановлении деятельности работодателя и составляющей содержание этой деятельности работы. Положения ст. 234 ТК РФ не решают данного вопроса, поскольку по объективной стороне не касаются отношений, возникающих при приостановлении работы.

В случае приостановления деятельности по инициативе работодателя (при простое) и при принятии решений о приостановлении деятельности в юрисдикционном порядке (ст. 220 ТК РФ, ст. 3.12. КоАП РФ, другие установленные законом случаи обязательного для работодателя приостановления деятельности по решению суда, органов государственного надзора в сфере труда, а также при временном запрете деятельности (ст. 27.16. КоАП РФ)) возникает ряд вопросов, не имеющих однозначного решения в нормах трудового законодательства и на практике.

Полагаем, что эти вопросы желательно решить работодателю на локальном уровне. Напомним, что в тех случаях, когда какие-либо нормы не закреплены в законе, все сомнения или неясности необходимо трактовать в пользу работника.

В следующем номере «Справочника кадровика» мы поговорим о том, какие документы необходимо оформить работодателю в случае приостановки его деятельности.