Законы

Устав ооо по новому фз

Содержание:

Устав общества с ограниченной ответственностью содержит полный адрес организации. Смена адреса будет осуществлена в пределах места нахождения организации. В Устав общества будут внесены изменения (вместо детального адреса останется указание на место нахождения общества — г. Москва). 1. Какова процедура смены юридического адреса компании, записанного в Уставе? 2. Какие формы необходимо заполнить, в частности, Р13001? Какие конкретно листы формы необходимо заполнить и распечатать для смены юридического адреса? 3. Где скачать актуальную форму для заполнения? 4. Каков полный пакет документов необходимых для смены юридического адреса согласно нижеследующим условиям: — документы будет подавать сотрудник компании (не учредитель / владелец); — новый юридический адрес будет по адресу фактического местонахождения исполнительного органа ООО; — помещение для нового юридического адреса арендуется по договору субаренды; — фактический и юридический адреса компании будут совпадать (сейчас они различаются)? 5. Каким образом необходимо в заявлении указывать новый юридический адрес, если в Уставе ООО планируется указать юридический адрес: г. Москва, а для налогового органа и госучреждений, где будут меняться лицензии компании, в связи со сменой юридического адреса, должен быть указан полный юридический адрес с улицей, домом и прочим?

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) место нахождения общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Сведения о месте нахождения общества должны содержаться в его уставе (п. 5 ст. 54, п. 3 ст. 89 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).
Под адресом юридического лица с 1 сентября 2014 г. понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Из буквального прочтения приведенных норм следует, что в качестве места нахождения ООО в уставе достаточно указать наименование населенного пункта (в рассматриваемой ситуации, «г. Москва»). В этом случае вносить изменения в устав общества при возможной последующей смене адреса в пределах места нахождения организации не потребуется.
В данной ситуации для государственной регистрации изменений, вносимых в устав, обществу необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), следующие документы:
— решение о внесении изменений в устав ООО (протокол общего собрания участников общества либо решение единственного участника общества);
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected];
— изменения, вносимые в устав общества, или новая редакция устава общества;
— документ об уплате государственной пошлины (800 руб., пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя, или копия такой доверенности, верность которой засвидетельствована нотариально*(1) (п. 1.1 ст. 9, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее — Закон N 129-ФЗ).
Как уже упоминалось выше, сведения об адресе, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, не требуется включать в устав общества. Поэтому в общем случае изменение такого адреса связано с необходимостью представления в регистрирующий орган заявления по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (которое заполняется при изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, не связанном с изменением учредительных документов). Однако если адрес указан в уставе (как в Вашей ситуации), то полагаем, что при внесении в устав изменений об адресе общества для государственной регистрации соответствующих изменений достаточно представить в регистрирующий орган упомянутое заявление по форме N Р13001. Дополнительно представлять заявление по форме N Р14001, на наш взгляд, не требуется. Это подтверждается и правоприменительной практикой (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 29.12.2014 N Ф09-8934/14 по делу N А71-3779/2014, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 18АП-6505/15, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 N 07АП-9161/15, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 N 04АП-5868/14, Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 N 01АП-338/15, п. 14.2.05.86 письмо Федеральной налоговой службы от 31.01.2014 N СА-4-14/1645, а также абзац четвертый п. 9 письма Федеральной налоговой службы от 11 января 2016 г. N ГД-4-14/[email protected] (косвенно)).
В приведенной ситуации в заявлении по форме N Р13001 подлежат заполнению, помимо титульного листа, листы «Б» (сведения о новом адресе) и «М» (сведения о заявителе). При заполнении заявления следует руководствоваться требованиями к оформлению документов, приведенными в приложении N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]
По поводу того обстоятельства, что помещение, расположенное по новому адресу ООО, арендуется обществом по договору субаренды, отметим следующее. Если смена адреса осуществляется без изменения места нахождения юридического лица представлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие наличие права пользования в отношении объекта недвижимости, расположенного по новому адресу, не требуется (п. 4 ст. 9, ст. 17 Закона N 129-ФЗ). Сказанное не препятствует представлению дополнительных документов (договор субаренды, гарантийное письмо и т.п.) по инициативе самого заявителя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Указанная доверенность требуется, если упомянутый Вами в тексте вопросе сотрудник не является руководителем организации. Возможно, также Вас заинтересует следующий материал: Энциклопедия решений. Способы подачи документов на государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей.

Что нужно изменить в уставе ООО

Есть решение учредителя о создании общества с ограниченной ответственностью и устав. Какие изменения нужно внести в учредительные документы ООО, чтобы они соответствовали новой редакции Закона об ООО?

Вопрос с сайта www.eg-online.ru

Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 312-ФЗ) внесены существенные изменения в нормативные акты, регулирующие правовое положение обществ с ограниченной ответственностью. Изменения коснулись и учредительных документов ООО.

С 1 июля 2009 г. учредительные договоры ООО утратили силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона № 312-ФЗ). Поэтому видоизменять этот документ уже не требуется.

Уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ (то есть до 1 июля 2009 г.), не позднее 1 января 2010 г. подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ).

При внесении изменений в устав ООО надо учитывать, что перечень сведений, которые в обязательном порядке вносятся в устав, определен ст. 12 Закона № 14-ФЗ. По решению общего собрания участников в устав общества могут быть включены и иные положения, не противоречащие Закону № 14-ФЗ и другим федеральным законам (п. 2, 4 ст. 12 Закона № 14-ФЗ). То есть необходимость внесения тех или иных изменений следует рассматривать по отношению к уставу конкретного общества. Но есть и общие моменты. Перечислим их.

1. Из устава можно исключить сведения об участниках и о номинальной стоимости их долей. Согласно новой редакции ст. 12 Закона № 14-ФЗ эти сведения больше не являются обязательными (подп. «в» п. 5 ст. 3 Закона № 312-ФЗ). Указанные сведения, а также данные о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом отражаются в списке участников общества (ст. 31.1 Закона № 14-ФЗ).

2. Необходимо прописать новый порядок и условия увеличения (уменьшения) уставного капитала общества (ст. 17—20 Закона
№ 14-ФЗ).

3. Надо заменить слова «вклад в уставной капитал» на «оплату доли в уставном капитале общества» (ст. 15 Закона № 14-ФЗ).

4. Можно дополнить порядок, в соответствии с которым участники осуществляют преимущественное право на приобретение доли другого участника (ст. 21 Закона № 14-ФЗ). В частности, приобретать долю можно будет не только по цене ее предложения третьему лицу, как раньше, но и по цене, заранее установленной в уставе в твердой денежной сумме либо определяемой на основании предусмотренного уставом критерия (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и т.д.).

5. Важно урегулировать вопрос о порядке и последствиях выхода участника из общества. Раньше участник мог выйти из ООО в любое время. Новая редакция Закона № 14-ФЗ допускает выход участника, только если это прямо предусмотрено уставом (абз. 8 п. 2 ст. 12 и п. 1 ст. 26 Закона № 14-ФЗ). То есть если участники не оговорят этот вопрос в уставе общества, реализация права на выход из общества без согласия других участников будет невозможна.

Выход участников из ООО, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника не допускаются (п. 2 ст. 26 Закона № 14-ФЗ).

Сроки и порядок выплаты действительной стоимости доли (части доли) участнику, подавшему заявление о выходе из общества, предусмотрены п. 6.1 ст. 23 Закона № 14-ФЗ. Однако они могут быть изменены уставом общества.

6. Нужно скорректировать требования, предъявляемые к проведению сделок купли-продажи доли (части доли), сделок залога доли (части доли), крупных сделок общества и сделок с заинтересованными лицами (ст. 21, 22, 45 и 46 Закона № 14-ФЗ). В частности, следует ввести в устав условие об обязательном нотариальном удостоверении сделок по переходу права на долю (часть доли) ООО и сделок залога доли (части доли) уставного капитала (п. 11 ст. 21 и п. 2 ст. 22 Закона № 14-ФЗ).

7. Нужно внести изменения в сроки совершения юридически значимых действий общества и его участников (срок направления протокола общего собрания участнику (п. 6 ст. 37 Закона № 14-ФЗ),
срок обжалования решений исполнительного органа (п. 1 ст. 43 Закона № 14-ФЗ) и т.п.).

Изменения в устав подлежат госрегистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и приобретают силу для третьих лиц с момента госрегистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ
и п. 4 ст. 12 Закона № 14-ФЗ).

С 1 июля 2009 г. уставы и учредительные договоры обществ, созданных до названной даты, до приведения их в соответствие с изменениями, внесенными Законом № 312-ФЗ, применяются в части, не противоречащей этому закону.

Это важно!

Общества, которые не успеют зарегистрировать изменения, не лишаются своего статуса, а учредительный документ (устав) считается действующим, за исключением положений, противоречащих нововведениям Закона № 312-ФЗ (подробности на с. 7).

Кстати

Законом № 14-ФЗ изменены требования к минимальному размеру уставного капитала ООО. Ранее уставный капитал общества должен был быть не менее 10 МРОТ. С 1 июля 2009 г. привязка к МРОТ устранена, а размер минимального уставного капитала определен в твердой сумме — 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Закона № 14-ФЗ).

Если устав ООО не соответствует законодательству

Основные случаи, когда устав не соответствует положениям действующего законодательства, скорее будут следующие.

Несоответствие 312-ФЗ от 30.12.2008

От редакции: Коллеги, мы постоянно стараемся улучшить Регфорум. Этот пост включает в себя мнения нескольких экспертов, чтобы вам было интереснее! Ждем вас в комментариях!

Устав не соответствует Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2008 № 312-ФЗ.

Этот закон внес ощутимые изменения в корпоративное право, в этой связи даже в самом законе (п. 2 ст. 5) содержится положение на предмет того, что все уставы компаний, созданных до вступления указанного закона (а именно, до 1 июля 2009 года), при первом же изменении должны быть приведены в соответствии с ним. Это делается путем фактического внесения изменений в устав и подачей заявления по форме Р13001 в налоговую, где согласно п. 5.3. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected], в разделе 2 заявления «Изменения вносятся в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством Российской Федерации» в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется знак V. Имейте ввиду, что такой знак проставляется исключительно в том случае, если вы приводите свой устав в соответствии с ФЗ-312, а не просто на предмет соответствия своего устава последним изменениям законодательства, в противном случае налоговая отказывает в совершении таких регистрационных действий, что подтверждается в недавнем Письме ФНС России от 28.12.2016 № ГД-4-14/[email protected] «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016)».

Возникает закономерный вопрос: каковы же будут последствия неприведения устава с ФЗ-312 – по сути, никаких. Такую позицию подтвердил Президиум ВАС РФ с своем Информационном письме «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ» (30.03.2010 № 135) (п. 5):

«Судам следует иметь в виду, что неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством в порядке, определенном частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в уставном капитале данного общества».

Несоответствие ст. 12 ФЗ «Об ООО»

В уставе нет обязательных положений, установленных п. 2 ст. 12 Закона об ООО, п. 4 ст. 52 ГК РФ. Последствия такой ситуации дискуссионы, закон не содержит прямого указания на то, что происходит с уставом в таком случае.

Во-первых, раньше в судебной практике была такая позиция: отсутствие в уставе обязательных к указанию сведений приравнивается к отсутствию самого устава на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации (непредставление документов) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2004 № А56-7357/04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2004 № А56-7356/04).

Однако нужно обратить внимание, что в обоих делах фигурирует факт отсутствия надлежащего указания места нахождения компании, и постановления датируются 2004 годом, а с тех пор изменился подход к обязательному указанию адреса (сейчас достаточно только места нахождения). Но при этом сама концепция имела место быть, поэтому нужно это учитывать.

Во-вторых, если посмотреть на положения Закона о регистрации (ФЗ-129), то в п. 4.1 мы видим:

«Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом», при этом «проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, все же проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица» (п. 4.2).

В-третьих, полученная консультация в МИ ФНС № 46 по данному вопросу говорит о следующем: содержание устава если и просматривается, то только на предмет верности тех сведений, которые будут отражены в последующем в ЕГРЮЛ.

Несоответствие другим положениям законодательства

В уставе содержатся положения, которые противоречат законодательству по той или иной причине – последствия здесь очевидны, такое положение не будет применяться, однако это не влечет недействительность всего документа целиком. Данная позиция подтверждается в п. 5 Постановлении ВС РФ № 90, Постановлении ВАС № 14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 09.12.1999.

Самой содержательной, да и логичной позицией представляется та, что содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2010 по делу № А21-3751/2008:

«основанием для вывода о недействительности устава может являться несоответствие его закону или иному нормативному акту либо отсутствие решения органа о его утверждении, принятого в соответствии с законом».

Вывод можно сделать следующий: хоть существенных последствий несоответствие устава законодательству не влечет, однако лучше отслеживать такие моменты, чтобы это не «вылезло» в неожиданный момент, к примеру, у нотариуса при совершении сделки, ведь он-то точно проверит нужный ему раздел на предмет законности.

Мнения других экспертов

«Если устав не соответствует законодательству, в частности, статье 12 Закона об ООО, в таковой, конечно, должны быть внесены изменения, поскольку это может явиться основанием для отказа в регистрации юридического лица (Постановление ФАС СЗО от 09.12.2004 № А56-7357/04), а уже созданного – основанием для его ликвидации (п.п.1 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Однако при рассмотрении заявления о ликвидации общества, суд вправе предложить ответчику принять меры по устранению нарушений путем представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации соответствующих изменений устава общества (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135)».

«Несоответствие устава ООО закону — довольно распространенная ситуация. Теоретически такие уставы могут не пройти регистрацию, но на практике налоговые органы, в отличие от управлений юстиции, не проверяют представляемые тексты.
Конечно, не содержащий обязательных положений устав нужно как можно скорее приводить в соответствие с законом, для этого достаточно на общем собрании утвердить новую редакцию устава и зарегистрировать ее в налоговом органе. До приведения устава в соответствие с законом большинство корпоративных действий можно совершать на основании Закона «Об ООО», который содержит восполняющие нормы практически на любой случай жизни. Однако затягивать в приведении устава в соответствие с законом не стоит, в отдельных ситуациях это может вылиться, например, в отказ в совершении нотариальных действий».

Приведение устава в соответствие с 99-ФЗ 2014 и 312-ФЗ 2008

В этом материале вы узнаете, как и для чего происходит приведение устава в соотстветствие с №99-ФЗ 2014 г. и №312-ФЗ 2008г.

Согласно вступившему 01.07.2009 г. Федеральному закону от 30.12.2008 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» произошли значительные изменения в законодательстве, которые касаются деятельности ООО. Это повлекло за собой необходимость привести уставы обществ, созданных до 01.07.2009 г., в соответствие с новыми требованиями.

Среди основных изменений ФЗ, следует выделить следующие:

Признание устава единственным учредительным документом ООО, при том, что учредительный договор исключается из состава учредительных документов. Теперь устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения о размере УК, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения.

Помимо этого внесены следующие изменения:

  • В уставе не обязательно указывать состав участников, размеры их долей, как и другие сведения о них. Теперь данные сведения будут содержаться только в ЕГРЮЛ.
  • Согласно этому закону общество должно вести список участников. Регламентирование порядка ведения этого списка и объёма сведений, вносимых в список участников, осуществляется в уставе.
  • Сделки купли-продажи или залога долей производятся только с нотариальным заверением. Кроме этого именно нотариус обязан подавать документы в налоговую. В данном случае моментом, который будет считаться переходом доли, выступает дата совершения нотариальной сделки.
  • Теперь, только если это предусмотрено уставом общества, участник может выйти из ООО, независимо от согласия других его участников или общества.
  • Участникам также дано право заключения договора об осуществлении прав участников, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определённым образом на общем собрании и т.д.
  • ООО согласно этому закону имеет право преобразоваться в хозяйственное товарищество, что не было возможным ранее.
  • Также законом внесены и иные изменения, в частности возможность установления дополнительных прав и обязанностей участникам, и т.д.

Таким образом, закон исключает необходимость постоянно проводить перерегистрацию устава ООО при смене его участников.

Однако, несмотря на тот факт, что сроки, отведённые на внесение изменений, уже прошли, остаётся достаточно большое количество обществ, которые этого ещё не сделали. Руководителям таких организаций следует знать:

  • Хотя санкций к ним и не предусмотрено, но для участия в тендерах ООО следует представлять документы, соответствующие законодательным нормам.
  • Поскольку привести устав в соответствие нужно при первом изменении устава ООО, налоговая не зарегистрирует любое другое изменение устава (при увеличении УК, например) без приведения в соответствие с 312-ФЗ.
  • Ввиду того, что устав не приведён в соответствие 312-ФЗ, может происходить путаница в правах и обязанностях участников, порядке принятия решений и т.д.

Т.е. вести активную хозяйственную деятельность без приведения устава в соответствие с 312-ФЗ общество фактически не может.

Итак, если в вашем ООО устав ещё не приведён в соответствие с 312-ФЗ, устранить это упущение можно следующими способами:

  • Провести приведение в соответствие самостоятельно, внимательно следуя нашему руководству. Наряду с тем, что это самый бюджетный вариант, он ещё и самый затратный по времени и силам.
  • Обратиться к услугам нашего сервиса с целью подготовки всех необходимых для этого документов. Это поможет сэкономить время и избежать ошибок в их заполнении. Далее их нужно будет только отправить в налоговые органы.

Как и любое изменение, проводимое в ООО, приведение его устава в соответствие с 312-ФЗ следует начинать с принятия решения об этом. Поскольку предусмотрены разные формы соответствующих документов для разного количества учредителей, то:

  • Единственный учредитель принимает «Решение единственного учредителя».
  • Для большего количества участников документом станет выпущенный по итогам их собрания «Протокол общего собрания участников».

В этих документах обязательно следует указать слова об утверждении новой редакции устава, о приведении устава в соответствие с 312-ФЗ.

Имея один из двух представленных выше документов можно начинать непосредственный процесс приведения устава в соответствие с 312-ФЗ. Для наглядности и удобства мы разбили его на шаги.

Приведение устава в соответствии с законодательством РФ

Основания приведения устава Общества в соответствие с положениями ФЗ от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ

В декабре 2008 году был принят ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 312 – ФЗ (далее – ФЗ «О внесении изменений»), который вступил в силу с 1 июля 2009 г.

В связи с принятием ФЗ «О внесении изменений» к учредительным документам предъявлялись следующие требования:

  • единственным учредительным документом стал устав, а учредительный договор ООО был исключен из числа учредительных документов;
  • в уставе должен подробно прописываться порядок перехода доли или части доли участника Общества (ООО) к другим участникам и третьим лицам;
  • и иные требования.

Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ «О внесении изменений» все ООО, зарегистрированные до 1 июля 2009 г., должны привести свои учредительные документы в соответствии с новыми нормами закона, то есть пройти процедуру перерегистрации ООО.

В случае если устав Общества не приведен в соответствии с ФЗ «О внесении изменений», то он может использоваться лишь в той части, которая не противоречит новым нормам законодательства РФ.

Порядок приведения устава ООО в соответствие с положениями ФЗ от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ

Первым этапом процедуры приведения устава в соответствии с требованиями законодательства является подготовка новой редакции устава.

В подп. «в» п. 1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ (далее — ФЗ «О гос. регистрации») изменения вносимые в устав Общества (ООО) могут быть представлены в регистрирующий орган в виде отдельного листа или в виде новой редакции устава.

Новая редакция устава предоставляется в регистрирующий орган в том случае, если старая редакция перестает действовать, а лист изменений является неотъемлемой частью самого устава ООО.

Согласно п.4 ст.12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ (далее по тексту – ФЗ об ООО) изменения в устав вносятся по решению общего собрания участников Общества (единственного участника).

Решение о приведении устава в соответствии с ФЗ № 213 «О внесении изменений» оформляют в виде протокола общего собрания участников.

Изменения, внесенные в устав ООО, подлежат государственной регистрации (абз.2 п.4 ст.12 ФЗ об ООО).

Согласно п.1 ст.17 ФЗ «О гос. регистрации» в регистрирующий орган необходимо предоставить следующий перечень документов:

  • протокол или решение о приведение устава в соответствии с законодательством;
  • новая редакция устава или лист изменений (2 экземпляра);
  • заявление по форме Р13001;
  • квитанция об оплате государственной пошлины (800 руб.).

Форма заявления для государственной регистрации приведения устава в соответствии с ФЗ № 312- Р13001, а порядок его заполнения утвержден Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/[email protected]

Заявление Р13001 должно быть составлено и заполнено в соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению.

Заявление по форме Р13001 должно предоставляется в регистрирующий орган в нотариально заверенном виде.

Согласно п.1 ст. 9 ФЗ «О гос. регистрации» документы в регистрирующий орган могут быть направлены несколькими способами:

  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • почтовым отправлением;
  • в форме электронных документов, в том числе через Интернет (например через единый портал государственных и муниципальных услуг).

Государственная регистрация изменений устава ООО производится в течение пяти рабочих дней со дня представления документов.

Процесс государственной регистрации выдачей регистрирующим органом:

  • Лист записи единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа.

Новый устав ООО

Опубликовано в журнале «Бухгалтерские вести» №20 от 2 июня 2009 года. Все общества с ограниченной ответственностью к 1 января 2010 года обязаны привести свои организационно-правовые документы в соответствие с новым законом. Изменить придется, прежде всего, устав ООО.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является наиболее распространенной организационно-правовой формой в частной экономической практике. Структура и форма деятельности ООО определяется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Вступающий в силу с 1 июля 2009 года Федеральный Закон №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-312), излагает основные нормы закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее -Закона) в новой редакции.

Общие требования к уставу

До принятия ФЗ-312 любая смена состава участников ООО или размера их долей заставляла вносить изменения в устав общества. В соответствии с новой редакцией Закона из устава исключаются все сведения, касающиеся состава учредителей и размера их долей. Такая информация должна отражаться в Списке участников общества, ведение которого обязательно для каждого ООО, а так же в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Список участников общества содержит сведения о каждом участнике, размере его доли, а так же о размере долей, принадлежащих самому ООО с указанием даты и основания перехода прав на доли обществу (ст. 31-1 Закона в ред. ФЗ-312). Положение об обязательном ведении и хранении Обществом Списка включается в устав Общества.
Устав становится единственным учредительным документом Общества (ст. 12 Закона в ред. ФЗ-312) и принимается только единогласным решением на общем собрании участников (ст. 11 Закона в ред. ФЗ-312). Учредительный договор, который стал Договором об учреждении общества, теряет силу учредительного документа.
Устав, как свод правил определяющих структуру и форму деятельности общества, права и обязанности его участников, становится действительно учредительным документом общества в его правовом толковании.

Положения, подлежащие обязательному включению в устав

Все изменения в Законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» условно можно разделить на две группы. Первую группу составляют нормы, обязательные к исполнению всеми участниками ООО. Они в свою очередь, включают в себя два вида норм.
Первый вид является кардинально новым для правового регулирования структуры и деятельности Обществ. Эти нормы определяют понятие образования уставного капитала, устанавливают особые требования к совершению сделок по переходу прав на доли (часть доли) в уставном капитале, залогу долей. В качестве примера можно привести следующие положения, подлежащие включению в устав ООО:
«Уставной капитал Общества формируется путем оплаты доли каждым участником. Участники, которые оплатили свои доли не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам ООО в пределах стоимости неоплаченной части долей, принадлежащих им в ООО».
«Сделка, в соответствии с которой право на долю (часть доли) участника ООО переходит к другому участнику или третьему лицу подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Несоблюдение правила нотариальной формы удостоверения сделки влечет ее недействительность».
«Сделки, направленные на приобретение доли (части доли) самим Обществом и распределении (продажи) такой доли (части доли) между участниками, не требуют обязательного нотариального удостоверения».
Поскольку нотариальное удостоверение сделки перехода права на долю является гарантом законности совершения такой сделки, указанные нормы создают максимальную защиту интересов общества и его участников от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
В устав так же необходимо внести:
• требование об обязательном нотариальном удостоверении договора залога долей в уставном капитале (порядок и форма заключения такого договора прописаны в ст.22 Закона в ред. ФЗ-312);
• порядок оплаты долей в уставном капитале, пришедший на смену понятию «внесение вкладов в уставной капитал» (изложен в ст. 15 Закона в ред. ФЗ-312);
• обязанность исполнительного органа Общества направлять каждому участнику копию протокола общего собрания в течение 10 дней с момента составления протокола, в том же порядке, в каком происходит сообщение о проведении общего собрания участников (ст. 37 Закона в ред. ФЗ-312);
• право участника общества выйти из его состава независимо от согласия других участников, потребовав приобретения своей доли обществом, в установленных законом случаях (ст. 26 Закона в ред. ФЗ-312).
Действие норм второго вида этой группы направлено на детализацию уже имеющихся положений в уставе, касающихся:
• порядка увеличения и уменьшения уставного капитала (ст. 18-20 Закона в ред. ФЗ-312),
• процедур, предшествующих совершению сделки по переходу права на долю (часть доли): форма и содержание оферты о продаже доли, порядок и условия ее акцепта, порядок реализации участниками и обществом преимущественного права покупки доли или условия отказа от реализации такого права, четкие сроки совершения указанных действий и последствия их несоблюдения (ст. 2-1 Закона в ред. ФЗ-312);
• — сроков исковой давности по обжалованию решений, принимаемых исполнительным органом Общества (ст.43 Закона в ред.ФЗ-312).Примером может служить положение, в соответствии с которым участник общества может обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения совета директоров, единоличного либо коллегиального исполнительного органа или управляющего Общества только в течение двух месяцев с того момента, когда участник Общества узнал (должен был узнать) о принятом решении;
• порядка приобретения обществом долей (ст.23 закона в ред. ФЗ-312) и распределения их между участниками (ст. 24 закона в ред. ФЗ-312);
• условий и порядка выбывания участника из состава Общества, процедуры выплаты выбывающему участнику стоимости его доли (ст. 23- 26 Закона в ред. ФЗ-312);
• компетенции совета директоров (наблюдательного совета) – ст. 32 Закона в ред. ФЗ-312.
• порядка принятия решения об одобрении сделки Обществом , в совершении которой имеется заинтересованность либо крупной сделки, содержания такого решения и срока его действия (ст. 45 Закона в ред. ФЗ-312);
• сроков подачи документов, подтверждающих тот или иной юридический факт в отношении общества, в регистрирующий орган;
• порядка перераспределения долей в случае слияния или присоединения общества (ст. 52-52 Закона в ред. ФЗ-312).
Так, например, документы и заявление для регистрации изменений в связи с увеличением уставного капитала общества:
• за счет его имущества подаются в регистрирующий орган в течение месяца с момента принятия решения об увеличении уставного капитала;
• за счет дополнительных вкладов участников или принятия третьих лиц в общество подаются в регистрирующий орган в течение месяца с момента принятия решения об утверждении итогов внесения таких дополнительных вкладов участниками общества либо вкладов третьих лиц (ст.19 Закона в ред. ФЗ-312).
В случае несоблюдения указанных сроков, увеличение уставного капитала признается несостоявшимся.

Правила, вносимые в устав по желанию участников ООО

Вторую группу изменений составляют нормы, включение которых в устав общества, происходит по желанию самих участников. Так, участники общества могут прописать в уставе свое право заключать между собой внутренний договор, регламентирующий их действия при наступлении указанных в таком договоре обстоятельств. Этот договор может возложить на участников обязательство согласовывать на общем собрании свой вариант голосования с остальными учредителями, заключившими такой договор, либо голосовать определенным образом по ряду вопросов. Внутренний договор может определять цену доли в уставном капитале ООО в случае ее продажи третьему лицу или запрет на продажу доли при наступлении указанного в договоре события (ст. 8 Закона в ред. ФЗ-312).
Уставом может быть определены ограничения на виды имущества, используемого участником в качестве оплаты долей в уставном капитале (ст. 15 Закона в ред. ФЗ-312).
В устав можно включить норму, определяющую максимальный размер доли участника (ст. 14 Закона в ред.ФЗ-312). Если участник становится собственником доли, размер которой превышает установленное уставом ограничение, он голосует на общем собрании только той частью доли, которая не превышает определенного уставом максимума.
По желанию учредителей общества, выраженному посредством решения общего собрания, устав можно дополнить пунктами, определяющими:
• запрет на продажу доли другим участниками общества без получения согласия всех участников (ст. 2-1 закона в ред. ФЗ-312),
• запрет на переход доли третьим лицам (ст. 2-1 Закона в ред. ФЗ-312),
• преимущественное право покупки доли Обществом по цене предложения третьему лицу либо по заранее определенной цене в случае, если остальные участники не желают использовать свое преимущественное право покупки доли участника (ст. 23 Закона в ред. ФЗ-312),
• определение цены покупки доли в случае реализации участниками или обществом преимущественного права покупки (ст. 2-1 Закона в ред. ФЗ-312),
• возможность общества или его участников воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли, предлагаемой для продажи, а ее части (ст. 2-1 закона в ред. ФЗ-312),
• возможность предложения доли всем участниками общества непропорционально размерам имеющихся у них долей (ст. 2-1 Закона в ред. ФЗ-312),
• право Совета директоров (наблюдательного совета) решать вопросы, касающиеся образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий (ст. 32 Закона в ред. ФЗ-312),
• право Совета директоров принимать решение об утверждении управляющего и заключения с ним договора, по которому управляющему переходят полномочия единоличного исполнительного органа (ст. 33 Закона в ред. ФЗ-312),
Уставом, согласно ст. 2-1 Закона в новой редакции, может быть определена цена покупки доли или части доли:
• в твердой денежной сумме,
• в соответствии с установленными уставом критериями (чистая прибыль ООО, балансовая стоимость активов и т. п.)
Воспользовавшись правом внесения в устав Общества вышеперечисленных норм, участники могут получить дополнительные гарантии стабильности общества. Значительно сократится риск возникновения разногласий внутри ООО при наступлении тех или иных обстоятельств, которые заранее будут прописаны в уставе.
Анализ изменений, которые необходимо внести в устав ООО в связи с введением в действие новой редакции Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», позволяет признать прогрессивный характер нововведений, их соответствие требованиям развития современной экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Однако масштабность и вариативность новых положений затрудняет простое изменение отдельных пунктов устава. Учредительный документ целесообразно переписать полностью. Данное обстоятельство и послужило причиной возникновения термина «перерегистрация ООО». До 1 января 2010 года эту процедуру должны пройти все общества.