Статьи

Уголовный кодекс рф дтп

Содержание:

Статья 264 УК РФ, юридические консультации

Государственные меры, направленные на защиту общественной безопасности и порядка, устанавливаются, в том числе и уголовным законодательством. В частности, статьи 264 УК РФ и 264.1 отдельно регламентируют поведение участников дорожного движения, устанавливая критерии ответственности за нарушение ПДД. Объектом охраны в этом случае выступает жизнь и здоровье человека при эксплуатации транспорта.

Из содержания ст. 264 УК РФ следует, что криминальная ответственность для правонарушителей, наступает, только если итогом несоблюдения правил, являются определённые последствия. А, точнее, тяжкий вред здоровью пострадавшего или его смерть.

Рассмотрение таких уголовных дел — сложный процесс, поскольку форма вины правонарушителя не всегда может быть оценена объективно. А это пугающая перспектива провести несколько лет в местах лишения свободы. На практике избежать этого можно, если сразу после случившегося обратиться за помощью к опытныму юристу.

Эту возможность предоставляет сервис Правовед.ru. Обращаться за советами к адвокатам можно в любое время суток, достаточно задать вопрос онлайн или озвучить проблему по телефону, помогут обязательно.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Какое наказание предусмотрено по ст 264 УК РФ?

Какое наказание будет по отношению ко мне. Если будет исправительные работы то в каком количестве. Буду блогодарен за ответ

Какое наказание грозит в данном случае по ст 264 ч 1 УК РФ?

Добрый день! Я был осужден по ст.166 ,ч 1 УК при ранее погашенных судимостях(Ранее отбывал наказание в МЛС), на 4 месяца ограничения свободы. Через неделю теперь состоится суд по 264.1 УК. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Какое наказание грозит по ст 264 ч 1 УК РФ в данном случае?

Добрый вечер! Я был осужден по 166 ч 1 УК при ранее погашенных(Ранее отбывал наказание в МЛС) судимостях, на 4 месяца ограничения свободы. Через неделю теперь состоится суд по 264.1 УК. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым . Показать полностью

Какого наказания ожидать по ст 264 ч 1 УК РФ?

Здравствуйте!Судимости были у супруга погашены на момент совершения 264.1 УК (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию -небольшой тяжести), но на момент совершения 264.1, был подследственным по 166 ч 1 УК. . Показать полностью

Какого наказания ожидать по статье 264 часть 1 УК РФ?

Здравствуйте! У мужа судимости погашены на момент совершения 264.1 УК (повторное выпивание за рулем), но был подследственным по 166 ч 1 УК. По статья 166 часть 1 УК сегодня дали 4 мес. ограничения свободы. Какое наказание ожидать за 264.1? Могут . Показать полностью

Что мне делать, если мужа осудили по ч 1 ст 264 УК РФ?

Мужа осудили по ст 264 ч 1 дали ему 6 месяцев строго режима в 2016 освободился по ст 228 в приговоре написано что рецидив возможно обжаловать рецидив? хотя суд шел в особом порядке и можно уменьшить срок?

Какое наказание следует ожидать по ст 264.1 УК РФ?

Какое наказание ожидать по 264.1 УК, если в момент совершения этого преступления были погашенные судимости. По 166 ч 1 УК условный срок дали. Повторюсь, в момент совершения 264.1 ук, был подследственным по 166 ук. (то есть не был осужден по 166 ук). . Показать полностью

Какое наказание вероятнее всего будет назначено по статье 264,1 УК РФ?

Доброго времени суток! Какое наказание вероятно даст Суд по 264.1 УК, если в момент совершения этого преступления были погашенные судимости. По 166 ч 1 УК условный срок дали. Повторюсь корректнее, в момент совершения 264.1 ук, был подследственным по . Показать полностью

Какое наказание ожидать по ст 264 1 УК РФ подследственному по ст 166 УК РФ?

Доброе время суток! Какое наказание ожидать по 264.1 УК, если в момент совершения этого преступления были погашенные судимости. По 166 ч 1 УК условный срок дали. Повторюсь, в момент совершения 264.1 ук, был подследственным по 166 ук. (то есть не был . Показать полностью

Наказание по ст.264,1 при рецидиве

Добрый день! Моего знакомого в октябре 2011 осудили по ч.2 ст.228, УК РФ к 3,2 годам лишения свободы. В феврале 2013 освобожден по УДО. В августе 2013 лишен прав. В декабре 2015 по ст.264.1 (отказ от КНД) приговорен к 1 году лишения свободы . Показать полностью

Что мне делать, если обвиняют по ст 264 1 УК РФ?

Здравствуйте. Помогите пожалуйста понять суть ситуации. Я ехал на зеленый сигнал светофора, в правом ряду двигался прямо, за перекрестком из-за поворачивающего налево автомобиля выбежал пешеход слева направо(торопился куда наверное), в прямом смысле . Показать полностью

Какое наказание грозит за повторное совершенное преступление по ст 264 1 УК РФ?

Остановили 20.02.2018 года в городе Воронеж,будучи осужденный по 264.1!Попросили продуть алкотестер продул по Нулям,после чего проехали в наркодеспансер где взяли мочу на анализ,результат через 10 суток!я сдал мочу и пояснил что после стационара и . Показать полностью

Какое наказание грозит по ч 3 ст 264 УК РФ?

Доброго времени суток! Управляя легковым автомобилем, совершил ДТП с человеком которое повлекло летальный исход! Дело было вечером уже было темно, погода была плохая, шёл дождик. Ехал примерно 60 км/ч по городу! Не ожиданно от меня на моей полосе . Показать полностью

Какое наказание грозит, если по ст 264 УК дали 1 год ограничения свободы и 2 лишения права управления транспортным средством?

Здравствуйте, будет ли что то грозить, если меня осудили за дтп по 264 , и в день приговора, я напился и сел за руль, меня поймали ГИБДД. Сейчас в УИИ, узнают о моем правонарушении и что за это грозит.

Возбуждено уголовное дело по лишению водительских прав

Сына повторно лишили водительских прав. Их он не сдал . Стоял на обочине дороги с выключенным двигателем чем и заинтересовал сотрудников ГИБДД. При проверке документов им не понравилось его состояние. От освидетельствования на наркотическое . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Наказание по ст. 264 УК РФ. Теория и практика

В России каждый год рассматриваются сотни и тысячи уголовных дел по статье 264 УК РФ, в рамках которых решаются судьбы множества людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Наш опыт участия в такого рода делах позволяет констатировать, что большинство их них — вовсе не уголовники и душегубы, а вполне обычные граждане, которые в силу проявленной на дороге глупости или самонадеянности, оказались в незавидной роли подсудимого. Судьбы этих людей разрешались в судах по-разному: как говорится, кому как повезет…

В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какое наказание назначают российские суды водителям, которых признали виновными по ст. 264 УК РФ. При этом, постараемся не просто продублировать общедоступные постулаты из Уголовного кодекса, а рассказать о реальной судебной практике, которая складывается в России по такого рода уголовным делам.

Прежде всего, следует сказать, что перспективы в плане наказания по уголовным делам о ДТП сильно зависят от того, по какой части статьи 264 УК РФ привлекается виновник. В действующей редакции статьи 264 УК РФ, напомним, насчитывается всего шесть частей.

Если это ч. 1 ст. 264 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то, как правило, обвиняемые по этой статье отделываются «легким испугом». Мы, разумеется, немного утрируем, т.к. привлечение к уголовной ответственности вряд ли можно назвать «легким испугом», однако, подсудимые по ч. 1 ст. 264 УК РФ крайне редко выходят из зала суда в наручниках. Но обо всем поподробнее.

Первая часть статьи 264 УК РФ предусматривает довольно широкий круг наказаний, среди которых:

1) Ограничение свободы на срок до трех лет. Это самый мягкий вид наказания, предусмотренный указанной нормой. Ограничение свободы означает, что осужденный продолжает находиться на воле и проживать у себя дома, но в период наказания на него будет наложен ряд ограничений, например, не выходить из дома в ночное время, не посещать бары и рестораны и так далее… Кроме того, в настоящее время на осужденных к ограничению свободы органы исполнения наказаний надевают специальные электронные браслеты (обычно их прикрепляют на ногу), которые запрещено снимать. Эти браслеты находятся в режиме постоянной спутниковой связи с системой местных органов ФСИН и любые попытки снять или вывести из строя эти браслеты будут замечены. В России осужденным по ч. 1 ст. 264 УК РФ в абсолютном большинстве случаев назначается именно ограничение свободы.

2) Принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Этот вид наказания предполагает, что осужденный будет выполнять определенные принудительные работы в специализированных исправительных центрах. По факту в России в настоящее время принудительные работы применяются далеко не везде, по причине отсутствия во многих субъектах исправительных центров.

3) Арест на срок до шести месяцев. Это по существу то же лишение свободы, но только кратковременное. По факту, в России аресты судами не применяются ввиду отсутствия специальных арестных домов.

4) Лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Здесь все понятно, лишение свободы – это принудительная изоляция от общества.

Судебная практика назначения наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ свидетельствует о том, что лишение свободы по этой норме назначается крайне редко и в основном только в отношении тех, кто имеет непогашенную судимость. Обусловлено это тем, что данное преступление относится к категории деяний небольшой тяжести. Кроме того, если виновник ДТП не имеет судимости, то есть привлекается к уголовной ответственности впервые, то по ч. 1 ст.264 УК РФ наказание в виде лишения свободы ему может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ. Но если мы проанализируем перечень отягчающих доказательств, перечисленных в указанной статье, то придем к выводу о том, что к уголовным делам о ДТП эти обстоятельства применимы весьма и весьма редко. Не вдаваясь в подробности, скажем, что нам за многие годы участия в уголовных делах о ДТП не встречался ни один обвиняемый по ч. 1 ст. 264 УК РФ, у которого имелись бы обстоятельства, отягчающие наказание.

Таким образом, мы можем констатировать, что лицам, обвиняемым по ч. 1 ст. 264 УКРФ, если они не имеют судимости и отягчающих обстоятельств, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, включая условное. Это положение прямо закреплено в законе, а именно – в части 1 ст. 56 Уголовного кодекса России.

Часть 2 статьи 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Санкция указанной статьи предусматривает два вида основного наказания:

1) Принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 2) Лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это преступление средней тяжести и за его совершение суд уже вправе назначить лишение свободы на свое усмотрение. Впрочем, наш опыт участия в уголовных делах данной категории говорит о том, что здесь шансы виновника на условное осуждение весьма высоки. Главное условие – грамотная линия поведения в суде.

Подавляющее большинство реальных сроков лишения свободы по статье 264 УК РФ назначается при наличии погибших в результате совершения ДТП. Это все части статьи 264 УК РФ, начиная с третьей по шестую.

При этом, сроки наказания в виде лишения свободы по указанным статьям таковы:

По ч. 3 ст. 264 УК РФ (ДТП с одним погибшим): до 5 лет лишения свободы (без нижнего предела, который ограничен Общей частью УК РФ и составляет 6 месяцев).

По ч. 4 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с одним погибшим): от 2 до 7 лет лишения свободы.

По ч. 5 ст. 264 УК РФ (ДТП с двумя и более погибшими): до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела).

По ч. 6 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с двумя и более погибшими): от 4 до 9 лет лишения свободы.

Обращает на себя внимание, что ДТП с одним погибшим, которое совершил пьяный водитель, наказывается строже, чем ДТП с двумя и более погибшими, совершенное трезвым водителем. Законодатель, таким образом, подчеркивает более высокую общественную опасность преступлений, связанных с управлением ТС в нетрезвом виде.

Тенденции современного российского правосудия таковы, что абсолютное большинство уголовных дел о «пьяных» ДТП, в которых имелись погибшие, заканчиваются для виновника реальным сроком лишения свободы. Избежать заключения в такой ситуации крайне сложно, хотя определенные шансы все-таки есть.

Несколько иначе выглядит ситуация о ДТП, в которых также имелись погибшие, но виновный водитель был трезв. Здесь возможны различные варианты. Конечно, значение будет иметь количество погибших. При наличии одного погибшего и лояльного отношения со стороны его родственников, избежать тюремного срока вполне реально. Если погибших двое и больше, то шансы виновника избежать заключения сильно сокращаются. Если же погибших было много, либо среди них имелись дети, а также при особо резонансных ДТП, такие шансы сводятся почти к нулю.

К слову, все части ст. 264 УК РФ, кроме первой, устанавливают в качестве обязательного дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По ч. 1 ст. 264 УК РФ такое наказание применяется на усмотрение суда. Формулировка «на срок до трех лет» предполагает, что суд при назначении наказания вправе установить срок лишения права управления ТС на свое усмотрение. При этом, согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ минимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при назначении его в качестве дополнительного наказания, составляет 6 месяцев. На практике же шестимесячную «минималку» суды не назначают никогда. Стандартный срок лишения права управления по ст. 264 УК РФ, обычно, составляет 2-2,5 года. При этом, важно знать, что при осуждении виновного к лишению свободы, срок лишением права управления транспортным средством начнет течь только с момента освобождения из МЛС (ч. 4 ст. 47 УК).

Теперь поговорим о различных нюансах, которые могут увеличить шансы виновника избежать тюремного срока.

Немалое значение при назначении наказания, обычно, имеют характеристики подсудимого с места жительства и работы.

Помимо личностных характеристик подсудимого, по уголовным делам о ДТП огромное значение имеют фактические обстоятельства происшествия. В первую очередь, это ситуации, в которых причиной ДТП стало возможным не только ввиду допущенного водителем нарушения (которое признано первопричиной аварии), но и вследствие грубой неосторожности со стороны пострадавшего или погибшего.

Немалое значение в вопросе назначения наказания имеет субъективное отношение виновного к содеянному. В данном случае мы говорим не о вине, как элементе состава преступления, а о том, как человек ведет себя на следствии и в суде и как он относится к содеянному, насколько прочувствовал и переживает случившееся. Наш богатый опыт участия в судебных заседаниях дает основания утверждать, что прокуроры и судьи тоже люди и когда они видят, что человек искренне убивается и раскаивается, это может сыграть большую роль в судьбе виновника ДТП.

Состояние здоровья подсудимого. Этот фактор тоже может оказаться весьма существенным моментом. В нашей практике имелись случаи, когда суды назначали гражданам, обвиняемым по ч. 3 ст. 264 УК РФ и даже по ч. 5 ст. 264 УК РФ лишение свободы условно, принимая во внимание, что в результате ДТП виновник сам получил тяжелые травмы, ставшие причиной его инвалидности.

Родственные связи водителя и погибшего. К сожалению, очень часто на скамье подсудимых оказываются водители, по вине которых погибли пассажиры, являющиеся их близкими родственниками (жены, дети, братья, сестры). Прокуроры и судьи обязательно учитывают, что судьба уже наказала несчастного и покарать его сильнее уже вряд ли возможно.

Среди прочих моментов, которые обязательно учитываются судьями при назначении наказания, назовем признание/непризнание вины, мнение потерпевшего по вопросу наказания, наличие семьи и особенно маленьких детей у виновного, добровольное возмещение вреда.

В общем, здесь может быть очень много нюансов, ведь, каждое уголовное дело индивидуально и подход к вопросу назначения наказания тоже должен быть сугубо индивидуальным.

Какой вид исправительного учреждения назначают осужденным по ст. 264 УК РФ? В большинстве случаев, это колония-поселение. Однако, по закону (п. «а» ч.1ст. 58 УК РФ) суд, с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного, может назначить отбывание наказания в исправительных колониях общего режима. Впрочем, на практике такое случается нечасто.

В завершение хотелось бы отметить, что, формально, по всем частям статьи 264 УК РФ в соответствии с законом возможно прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Но, о возможности прекращения уголовного дела за примирением сторон мы поговорим как-нибудь отдельно.

На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

ДТП со смертельным исходом

Содержание

Все типы ответственности виновника аварии указаны в гл. 27 УК РФ. Наказание за случаи ДТП со смертельным исходом назначается согласно ст. 264 УК РФ.

Для уголовной ответственности имеет значение, какое количество человек пострадало и получило травмы, в каком состоянии был нарушитель в момент наезда, привлекался ли он ранее к данной ответственности. Наказания в данном случае можно избежать лишь при гибели виновного лица либо его примирения с родственниками погибшего.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с дорожным происшествием, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с ДТП, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

В случае смертельного исхода наезд на пешехода, погибшего во время ДТП, наказывается:

  1. принудительными работами (до четырех лет);
  2. осуждением на срок до семи лет.

Кроме того, за наезд на пешехода на пешеходном переходе с летальным исходом конфискуют права в обязательном порядке

Ответственность за ДТП со смертельным исходом

Уголовная ответственность за происшествие на дороге со смертельным исходом предусматривается ст. 264 УК РФ. Нередко встречаются ситуации, когда человек умирает от сердечного приступа во время аварии, поэтому говорить о гибели лица при ДТП нельзя.

Выявлением взаимосвязи аварии и летального исхода занимаются судебные эксперты. После проведения проверки оформляется акт, который суд принимает во внимание обязательно.

Таким образом, нельзя сказать однозначно, что ждет виновника ДТП с летальным исходом, так как меру наказания определяют обстоятельства аварии.

Важно! По общему правилу владельца транспортного средства, приведшего к аварии со смертельным исходом, привлекают к уголовному наказанию, и вопрос об административном проступке не ставится.

Наказание и срок за ДТП со смертельным исходом

Так, последствия ДТП с летальным исходом указаны в статье 264 УК РФ. Когда на судебном заседании установили, что водитель все же виновен в происшествии, и смерть пострадавшего прямо связана со столкновением, суд учитывает все имеющиеся отягощающие и смягчающие обстоятельства для принятия решения.

Ст. 264 УК РФ содержит следующие нормы:

  • при наступлении смерти одного человека в результате ДТП обвиняемое лицо привлекается к принудительным работам на срок до 4-х лет;
  • в случае гибели человека при выявлении наркотического (алкогольного) состояния виновного лица срок осуждения увеличивается до семи лет. При этом в этой ситуации принудительные работы предусмотрены;
  • если в аварии жертв насчитывается более 2-х человек, принудительные работы увеличиваются до 5-ти лет, срок лишения свободы до семи лет;
  • если вышеописанное правонарушение со смертью более двух человек совершено водителем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, срок лишения свободы увеличивается до 9 лет. В данном случае условное наказание к водителю неприменимо.

ДТП со смертельным исходом (ст.264 УК РФ) — возможно ли смягчение наказания?

Смягчить наказание за вину в аварии с летальными последствиями возможно путем примирения с родственниками и опекунами погибшего. В данном случае предусмотрена выплата денежной компенсации за нанесенный моральный ущерб, после которой уголовной ответственности может и не быть.

При этом виновное лицо не должно иметь судимостей в прошлом. Меру наказания здесь определяет суд по ДТП со смертельным исходом, но она во многом зависит от стороны защиты.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

В ДТП пострадал или погиб человек?

Звоните: 8 (495) 979-03-21 / 8 (495) 943-06-95

Как известно, автомобиль является источником повышенной опасности. Данное обстоятельство предъявляет особые требования к подготовке, а также к дисциплине водителей транспортных средств. Автомобилисты должны делать всё возможное, чтобы обеспечить условия на дороге, не несущие угрозу для жизни участников дорожного движения. Достигается это путём установления государством административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности для водителей транспортных средств.

Уголовная ответственность предусмотрена за нанесение тяжкого вреда здоровью человека и за причинение смерти водителем, нарушившим Правила дорожного движения либо эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ * ).

Статья 264 УК РФ * предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы с последующим лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет или без такового. Размер наказания зависит от тяжести наступивших последствий, количества потерпевших по делу, а также от наличия у водителя на момент ДТП состояния опьянения (алкогольного или наркотического), что является отягчающим ответственность обстоятельством.

Уголовное дело возбуждается при условии достаточного количества доказательств, свидетельствующих о факте наличия преступного деяния. Тяжесть вреда, нанесённого здоровью потерпевшего, устанавливается по результатам медицинских заключений, сделанных после осмотра его специалистами и обязательной судебно-медицинской экспертизы.

В случае если тяжкий вред или смерть были причинены пассажирам или водителям автомобилей-участников ДТП, то органам следствия необходимо определить виновника, нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств которым повлекло столкновение. Причём, водитель-виновник в равной степени отвечает как за причинённый вред водителю или пассажирам другого транспортного средства, так и за аналогичные последствия у пассажиров его собственного транспортного средства.

Если получившим увечье или погибшим в ДТП лицом является пешеход, то для предъявления водителю уголовного обвинения достаточно установить факт нарушения им каких-либо пунктов Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств непосредственно перед наездом на пострадавшего. В частности, понести уголовную ответственность водитель может за то, что совершил наезд на пешехода в результате неправильно выбранной им скорости, в том числе и не превышающей установленных ограничений, которая не смогла обеспечить контроль транспортного средства и безопасность движения.

Следует отметить, что в подобных ДТП зачастую бывают виноваты и сами пешеходы, которые переходят проезжую часть в неположенных местах, а также грубо нарушают иные пункты Правил дорожного движения. Следствием таких необдуманных действий может стать авария, в том числе и со смертельным исходом.

При этом вину водителя устанавливает судья по результатам рассмотрения материалов уголовного дела с участием обвиняемого и его адвоката.

Однако, услугами адвоката для лица, привлекаемого к ответственности, рекомендуется воспользоваться и на более ранних этапах уголовного производства. Так, поскольку основные доказательства собираются в период предварительного следствия, квалифицированная адвокатская помощь будет наиболее эффективна в том случае, если адвокат будет привлечён с момента возбуждения уголовного дела.

Специализирующийся на автомобильных делах адвокат (или автоадвокат) сможет с начальной стадии выстроить правильную линию защиты, помочь водителю со сбором и представлением необходимых в конкретной ситуации доказательств. Таковыми доказательствами являются любые сведения, указывающие на невиновность обвиняемого, на наличие по делу иных обстоятельств, влекущих прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении него.

Помочь привлекаемому к уголовной ответственности водителю квалифицированный автоадвокат сможет даже в том случае, если его вина в причинении тяжкого вреда или смерти очевидна.

Так, действующее уголовное законодательство РФ предусматривает возможность на основании ст. 76 УК РФ * освобождения от уголовной ответственности гражданина, виновного в непредумышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо лишении его жизни.

В соответствии со ст. 76 УК РФ * лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и компенсировало причинённый вред, не прибегая к помощи суда. Решение об освобождении водителя от уголовной ответственности по указанному основанию может принять следователь или судья.

Если примирение с потерпевшим в таких случаях возможно, опытный автоадвокат сможет взять на себя переговоры, а также правильное оформление процедуры возмещения вреда потерпевшей стороне, подготовит необходимый пакет документов для прекращения уголовного дела.

Адвокатская помощь может потребоваться и потерпевшей от уголовного преступления стороне в том случае, например, если существует угроза того, что виновник может избежать ответственности за содеянное. В данном случае добиться успеха самостоятельно, без помощи опытного адвоката, довольно сложно.

Участие профессионала в области уголовной ответственности при ДТП поможет заставить суд применить нужные нормы закона, найти в деле компромисс между участниками судопроизводства, справедливо решить сложную жизненную ситуацию, связанную с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти в ДТП.

* Уголовный кодекс РФ.

Звоните нам и записывайтесь на бесплатную консультацию. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь Вам остаться с водительскими правами.

Обратите внимание, что первая консультация нашего адвоката, являющегося специалистом по делам о лишении прав, будет для Вас абсолютно бесплатной.

Ответственность по 264 УК РФ

Статья 264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лица за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Под транспортными средствами в данной статье подразумеваются:

  1. автомобили
  2. трамваи
  3. другие механические транспортные средства
  • троллейбусы
  • трактора
  • иные самоходные машины
  • мотоциклы
  • иные механические транспортные средства
  1. Лицо нарушило правила дорожного движения (ПДД) или правила эксплуатации вышеуказанных транспортных средств.
  2. ПДД а также правила эксплуатации вышеуказанных ТС существуют, утверждены надлежащим ведомством, являются общедоступными, и лицо, являющееся субъектом преступления, знало или должно было знать о таких правилах.

Согласно ст.264 УК РФ, уголовная ответственность наступает у лица, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в случае:

  1. причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч.1, ч.2 ст.264 УК РФ)
  2. повлекшее смерть человека (ч.3, ч.4 ст.264 УК РФ)
  3. повлекшее смерть двух или более лиц (ч.5, ч.6 ст.264 УК РФ)

Как усматривается из части 1 и ч.2 ст.264 УК РФ, уголовная ответственность наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью, а в случае причинения легкого вреда или средней тяжести, то данный вопрос относится к гражданско-правовым.

Субъективная сторона преступления предполагает неосторожность лица по отношению к последствиям. В случае умышленного причинения содеянное подлежит квалификации по статьям о преступлениях против личности или (и) имущества.

Как показывает практика, бывают случаи наличия вины потерпевшего, действия которого привели к неблагоприятным последствиям. Такими могут быть: переход улицы в неправильном месте, неожиданное появление перед транспортным средством и т.д. Наличие вины потерпевшего не исключает вину водителя ТС, в случае, если у водителя имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ.

Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью, смерть, смерть двух и более лиц, в состоянии опьянения. Комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред здоровью либо смерть

Основания уголовной ответственности

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъект преступления

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Отличие от смежных составов

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Основания для отмены приговора либо возврата дела прокурору

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Основные причины ДТП

Превышение скорости

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Отсутствие технической возможности остановки транспортного средства.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Судебная автотехническая экспертиза

По всем преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ в обязательном порядке проводится автотехническая экспертиза, которая отвечает на целый ряд вопросов, имеющих значение для расследования уголовного дела и последующего наказания виновного лица. В частности, экспертиза дает ответ на вопросы о скорости автомобиля в момент ДТП, тормозном пути, наличия либо отсутствия технической возможности остановки транспортного средства и др.

Следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения). При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

Нередко суды ставят перед экспертами вопросы, не совсем относящимися к компетенции автоэкспертов. В подобных случаях заинтересованное лицо имеет право ходатайствовать о назначении и проведении повторной экспертизы.

Квалифицирующие признаки (отягчающие обстоятельства)

Повлекшее смерть потерпевшего, либо смерть двух и более лиц

Нередко в результате ДТП причиняется не только тяжкий вред здоровью, но наступает смерть потерпевшего. Это может быть наезд на пешехода, либо столкновение автомобилей, в результате которого водитель либо пассажиры одного из участников ДТП погибают.

Ответственность за причинение смерти в результате ДТП установлена в части 3 и 4 статьи 264 УК РФ. За причинение смерти двум и более лицам – по части 5 и 6 статьи. Санкции предусматривают наказание в виде лишения свободы с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права управления. Как показывает судебная практика, в 70% случаев виновным лица назначается реальное лишение свободы. Особо это касается случаев совершения преступления в состоянии опьянения.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

Совершенное в состоянии опьянения

В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

ДТП в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения – наиболее общественно опасное нарушение ПДД, поскольку в состоянии опьянения у виновного лица отсутствует должная реакция на дорожную обстановку, он не осознает своих действий, в связи с чем, как правило, наступают более значимые последствия.

При назначении наказания лицу, совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им содеянного.

Анализ судебной практики показывает, что практически во всех случаях виновному лицу назначается реальное лишение свободы, даже несмотря на примирение с потерпевшим лицом и заглаживании причиненного вреда.

Лишение прав как дополнительное наказание

В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.

При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

Как уже говорилось выше, в случае осуждения лица за совершение ДТП в состоянии опьянения либо повлекшее смерть потерпевшего, закон предусматривает назначение обязательного дополнительного наказания в виде лишения права управления.

Умышленное причинение вреда здоровью

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

Так, приведем пример. Так, Б., работая трактористом на заводе, испытывал личную неприязнь к К., который периодически высказывал свое недовольство в работе Б., поскольку последний часто приходил на работу пьяный. При этом К. стал требовать у Б. деньги, чтобы не сообщать руководству о данных фактах, которые были известны только ему. Подождав удобный момент, когда К. вышел из одного из цехов завода, Б. подъехал к нему на тракторе и резко надавил на педаль акселератора, и переехал его. Он полученных травм К. скончался. В ходе следствия Б. утверждал, что перепутал педали акселератора и педаль тормоза, и такое у него уже бывало неоднократно. То есть никакого умысла на причинение смерти у него не было. Следствием было собрано достаточно доказательств виновности Б. в совершении именно умышленного убийства, и последний был осужден на 9 лет лишения свободы.

Освобождение от уголовной ответственности за примирением сторон

Освобождение от уголовной ответственности по данному составу возможно за примирением сторон.

Как показывает судебная практика, прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда. При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.