Ваши вопросы

Ст 1924 ч1 коап рф

Ст 1924 ч1 коап рф

14 января 2015г. г. Арсеньев

Мировой судья судебного участка № 101 судебного района города Арсеньева Приморского края Чубченко И.В., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении

Савченко (данные изъяты) по совершению им административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ,

Савченко И.С. не оплатил в установленный законом срок штраф в соответствии с постановлением о наложении административного взыскания 25 КМ (данные изъяты), за правонарушение, предусмотренное ст. 12.16 ч. 1 КоАП РФ, в сумме 500 рублей.

В судебном заседании Савченко И.С. вину в совершении правонарушения признал полностью, суду пояснил, что действительно не оплатил указанный штраф в установленный законом срок. Однако, в настоящее время штраф им оплачен, а именно 13.01.2015г.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы сроком до 50-ти часов.

Суд, проверив материалы дела, считает, что вина Савченко И.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, помимо личного признания, нашла свое подтверждение и доказывается материалами дела: протоколом об административном правонарушении 25 ПК (данные изъяты). Штраф по постановлению 25 КМ (данные изъяты) оплачен Савченко И.С. лишь 13.01.2015г., т.е. по истечению установленного законом для оплаты административного штрафа срока.

Руководствуясь ст. ст. 20.25 ч.1, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

Савченко признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей. (Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Приморскому краю (МО МВД России «Арсеньевский») ИНН 2501001792, КПП 250101001, ОКТМО 05703000, ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, р/сч 40101810900000010002, КБК 18811643000016000140).

Постановление может быть обжаловано в Арсеньевский городской суд Приморского края в течение 10 дней.

Судебного участка № 101

Судебного района г. Арсеньева Чубченко И.В.

14 января 2015г. г. Арсеньев

Мировой судья судебного участка № 101 судебного района города Арсеньева Приморского края Чубченко И.В., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении

Савченко (данные изъяты) по совершению им административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ,

Савченко И.С. не оплатил в установленный законом срок штраф в соответствии с постановлением о наложении административного взыскания № (данные изъяты), за правонарушение, предусмотренное ст. 12.15 ч. 1 КоАП РФ, в сумме 1500 рублей.

В судебном заседании Савченко И.С. вину в совершении правонарушения признал полностью, суду пояснил, что действительно не оплатил указанный штраф в установленный законом срок. Однако, в настоящее время штраф им оплачен, а именно 13.01.2015г.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы сроком до 50-ти часов.

Суд, проверив материалы дела, считает, что вина Савченко И.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, помимо личного признания, нашла свое подтверждение и доказывается материалами дела: протоколом об административном правонарушении 25 ПК № (данные изъяты). Штраф по постановлению № 18810025130000366736 от 02.10.2014г. оплачен Савченко И.С. лишь 13.01.2015г., т.е. по истечению установленного законом для оплаты административного штрафа срока.

Руководствуясь ст. ст. 20.25 ч.1, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

Савченко признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей. (Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Приморскому краю (МО МВД России «Арсеньевский») ИНН 2501001792, КПП 250101001, ОКТМО 05703000, ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, р/сч 40101810900000010002, КБК 18811643000016000140).

Постановление может быть обжаловано в Арсеньевский городской суд Приморского края в течение 10 дней.

Судебного участка № 101

Судебного района г. Арсеньева Чубченко И.В.

Дело №5-23/15 — 101

14 января 2015г. г. Арсеньев

Мировой судья судебного участка № 101 судебного района города Арсеньева Приморского края Чубченко И.В., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении

Савченко (данные изъяты) по совершению им административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ,

Савченко И.С. не оплатил в установленный законом срок штраф в соответствии с постановлением о наложении административного взыскания № (данные изъяты), за правонарушение, предусмотренное ст. 12.5 ч. 3.1 КоАП РФ, в сумме 500 рублей.

В судебном заседании Савченко И.С. вину в совершении правонарушения признал полностью, суду пояснил, что действительно не оплатил указанный штраф в установленный законом срок. Однако, в настоящее время штраф им оплачен, а именно 13.01.2015г.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы сроком до 50-ти часов.

Суд, проверив материалы дела, считает, что вина Савченко И.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, помимо личного признания, нашла свое подтверждение и доказывается материалами дела: протоколом об административном правонарушении 25 ПК (данные изъяты). Штраф по постановлению № (данные изъяты). оплачен Савченко И.С. лишь 13.01.2015г., т.е. по истечению установленного законом для оплаты административного штрафа срока.

Руководствуясь ст. ст. 20.25 ч.1, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

Савченко признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей. (Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Приморскому краю (МО МВД России «Арсеньевский») ИНН 2501001792, КПП 250101001, ОКТМО 05703000, ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, р/сч 40101810900000010002, КБК 18811643000016000140).

Постановление может быть обжаловано в Арсеньевский городской суд Приморского края в течение 10 дней.

Судебного участка № 101

Судебного района г. Арсеньева Чубченко И.В.

14 января 2015г. г. Арсеньев

Мировой судья судебного участка № 101 судебного района города Арсеньева Приморского края Чубченко И.В., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении

Савченко (данные изъяты), по совершению им административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ,

Савченко И.С. не оплатил в установленный законом срок штраф в соответствии с постановлением о наложении административного взыскания № (данные изъяты), за правонарушение, предусмотренное ст. 12.5 ч. 3.1 КоАП РФ, в сумме 500 рублей.

В судебном заседании Савченко И.С. вину в совершении правонарушения признал полностью, суду пояснил, что действительно не оплатил указанный штраф в установленный законом срок. Однако, в настоящее время штраф им оплачен, а именно 13.01.2015г.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы сроком до 50-ти часов.

Суд, проверив материалы дела, считает, что вина Савченко И.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, помимо личного признания, нашла свое подтверждение и доказывается материалами дела: протоколом об административном правонарушении 25 ПК (данные изъяты). Штраф по постановлению № (данные изъяты) оплачен Савченко И.С. лишь 13.01.2015г., т.е. по истечению установленного законом для оплаты административного штрафа срока.

Руководствуясь ст. ст. 20.25 ч.1, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

Савченко признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей. (Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Приморскому краю (МО МВД России «Арсеньевский») ИНН 2501001792, КПП 250101001, ОКТМО 05703000, ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, р/сч 40101810900000010002, КБК 18811643000016000140).

Постановление может быть обжаловано в Арсеньевский городской суд Приморского края в течение 10 дней.

Судебного участка № 101

Судебного района г. Арсеньева Чубченко И.В.

Постановление суда по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ № 5-1924/2017 | Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

г. Владивосток, Фокина 23А. 04 сентября 2017 года

Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока С.С. Ольховский, изучив в порядке ст. 29.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении гражданина Узбекистана Ш., дата года рождения, уроженца Узбекистана привлекаемого к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,

Во Фрунзенский районный суд г. Владивостока поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ш.

Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.Ознакомившись с материалами дела, суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы подлежат возврату должностному лицу ОП №4 УМВД России по г.Владивостоку.

Из материалов дела следует, что административное правонарушение в совершении которого обвиняется Ш.у имело место дата по . Вместе с тем, определение о передаче материала об административном правонарушении в суд содержит сведения о правонарушении, совершенном дата по . Кроме того, указанный процессуальный документ вынесен должностным лицом дата, т.е. до событий рассматриваемого правонарушения.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Ш.у. привлекаемого к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит возвращению должностному лицу ОП №4 УМВД России по г.Владивостоку для устранения недостатков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья

возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Ш. Ш., дата года рождения, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, должностному лицу ОП №4 УМВД России по г. Владивостоку для устранения недостатков.

Судья С.С. Ольховский

Постановления судов по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ

Во Фрунзенский районный суд г. Владивостока поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Э..Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, при подготовке к рассмотрению дела об администра.

Во Фрунзенский районный суд г. Владивостока поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Р.Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, при подготовке к рассмотрению дела об администрат.

Статья 19.24 КоАП РФ. Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (действующая редакция)

1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19.24 КоАП РФ

1. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

В соответствии со ст. 183 УИК контроль за лицами, освобожденными из мест отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, однако по смыслу комментируемой статьи ограничения, установленные судом в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, должны применяться в соответствии с федеральным законом.

2. По смыслу данной статьи имеется в виду назначение судом наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в том числе в случаях, когда данное наказание назначается в качестве дополнительного вида наказания к наказанию в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 47 УК наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

По смыслу ч. 4 ст. 47 УК срок исчисления наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента отбытия лишения свободы.

Несоблюдение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, ограничений, связанных с назначением по приговору суда указанного дополнительного вида наказания, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП; старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — согласно п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

СТ 16.1 КоАП РФ

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Утратила силу.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Комментарий к Ст. 16.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Правильное понимание объективной стороны состава нарушения таможенных правил невозможно без определений, которые используются в Таможенном кодексе Таможенного союза. В связи с этим при решении вопроса о квалификации административных правонарушений, содержащихся в гл. 16 КоАП РФ, необходимо учитывать нормы и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, раскрывающие смысл и содержание соответствующих понятий и элементов таможенно-правовых отношений.

2. Диспозиция комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения товаров и транспортных средств, позволяющим вывести их из-под контроля таможенных органов. В связи с этим объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, является одновременно порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и порядок проведения в отношении их таможенного контроля.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

Под ввозом понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (подп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Под вывозом понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы (подп. 4 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Таможенного союза.

В контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из способов, указанных в ст. 16.1 КоАП РФ.

3. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза и их убытия с этой территории. Согласно ст. 156 Таможенного кодекса Таможенного союза прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза. Однако действие, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза.

В иных местах, не являющихся местами прибытия, товары могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза в случаях и порядке, которые определены законодательством государств — членов Таможенного союза.

Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза также допускается только в пунктах пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются: таможенная декларация либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Кроме этого, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в совершении следующих противоправных действий:

— нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза, или вне времени работы таможенных органов;

— совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иных мест, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза, или вне времени работы таможенных органов.

Субъектами данного правонарушения могут быть любые лица (физические, юридические либо должностные), осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза с нарушением порядка прибытия и убытия.

Предметом рассматриваемого правонарушения выступают как товары, так и транспортные средства.

С субъективной стороны совершение правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности.

4. Часть 2 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:

— путем использования тайников;

— путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;

— путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу); специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). Конструктивные емкости в транспортных средствах и товарах, использованные для сокрытия товаров от таможенного контроля, но не подвергшиеся для этих целей конструктивным изменениям, разборке и монтажу, не являются тайниками.

К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие, например, как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах транспортного средства). То есть место помещения товаров не является общепринятым и разумным, либо характер размещения товаров явно свидетельствует о намерении скрыть их от таможенного контроля.

Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. При этом придание одним товарам вида других должно выражаться именно в физическом изменении товаров, а не в документальном недостоверном заявлении сведений.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако факт сокрытия таможенным органом может быть обнаружен на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории Таможенного союза.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров (например, отправитель придал одним товарам вид других).

Предметом рассматриваемого правонарушения могут быть товары и транспортные средства. Транспортные средства, при перемещении товаров в которых использовались тайники либо иные способы, затрудняющие обнаружение товаров, признаются орудиями правонарушения и могут быть конфискованы лицом, рассматривающим это правонарушение.

5. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем представления недействительных документов; использования для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Квалификации по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ подлежат представление недействительных документов и использование средств идентификации только в целях сообщения недостоверных сведений, конкретно перечисленных в диспозиции, а именно:

— о количестве грузовых мест;

— об их маркировке;

— о весе брутто и (или) об объеме товаров.

При указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве ввозимых товаров необходимо иметь в виду, что прибытие на таможенную территорию Таможенного союза товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, поскольку отсутствует предмет правонарушения. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

Кроме этого, такие недостоверные сведения должны быть сообщены таможенному органу в следующих случаях:

— при прибытии или убытии с таможенной территории Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств;

— при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

— при помещении товаров на склад временного хранения.

В других случаях, не указанных в диспозиции ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, сообщение таможенному органу недостоверных сведений не образует состав рассматриваемого правонарушения. Заявление недостоверных сведений или представление недействительных документов, например, при декларировании товаров подлежит квалификации по ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ, представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации — по ст. 16.17 КоАП РФ.

При доказывании вины перевозчика (юридического лица) в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, следует оценить, насколько положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 года и др.) предоставляют перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и какие меры были приняты перевозчиком по их соблюдению.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных грузов, количество которых определяется весовым параметром, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемых товаров и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а именно поддельного средства идентификации, т.е. полностью изготовленного фиктивного средства идентификации; подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, т.е. соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.

6. Ответственность по ч. 4 комментируемой статьи наступает за представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, помещении товаров на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

Согласно подп. 17 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза мерами нетарифного регулирования признается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Недействительными документами являются:

— поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);

— документы, полученные незаконным путем, т.е. выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

— документы, содержащие недостоверные сведения (документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными);

— документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам (документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств);

— иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

За сообщение таможенному органу недостоверных сведений подлежит ответственности лицо, фактически представившее недействительные документы.

С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации: Постановление 18 от 24.10.2006

О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Обсудив материалы проведенного изучения практики применения судами 12, 14, 15, 16 глав Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения единообразия судебной практики и в связи с возникающими у судов при рассмотрении данной категории дел вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации п о с т а н о в л я е т дать судам следующие разъяснения:

По применению главы 12 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

1. При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.

Под транспортным средством в указанной главе понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы (примечание к статье 12.1 КоАП РФ).

2. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

3. Учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД) распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к статье 12.1 КоАП РФ.

4. Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, могут быть лишены права управления только теми транспортными средствами, право управления которыми им предоставлено (лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории А и самоходными машинами категории А, а лица, достигшие возраста семнадцати лет, – самоходными машинами категорий В, С, Е и F.

5. Установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ годичный срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется исходя из части 3 статьи 32.7 КоАП РФ не со времени вступления в законную силу постановления о применении данного вида наказания, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

6. При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, правонарушений, предусмотренных другими статьями главы 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по части 1 либо части 2 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по статьям 12.8 или 12.26 КоАП РФ, поскольку к этим лицам не может быть применено установленное указанными статьями КоАП РФ наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Поступивший на рассмотрение судьи протокол, составленный в связи с совершением одним лицом нескольких административных правонарушений, должен быть возвращен в орган или должностному лицу, его составившим, если среди зафиксированных в нем правонарушений имеются правонарушения, рассмотрение дел по которым не относится к компетенции судьи. В определении, вынесенном на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, следует указать на необходимость составления отдельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях.

7. По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательством состояния опьянения водителя является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, выданный врачом, проводившим освидетельствование. Такое освидетельствование вправе проводить врач (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку. Наряду с указанным актом не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей, показаниями специального технического средства – индикаторной трубки «контроль трезвости», оформленными надлежащим образом в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в присутствии понятых). Учитывая, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт медицинского освидетельствования является доказательством по делу об административном правонарушении, он должен исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не может быть оспорен в порядке гражданского судопроизводства.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства.

8. Основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД), так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования.
При рассмотрении таких дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с частью 1 статьи 27.12 КоАП РФ требование о направлении водителя на медицинское освидетельствование является законным, если у должностного лица, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, имелись достаточные основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения. О наличии признаков опьянения, в частности, могут свидетельствовать характер движения данного транспортного средства, внешний вид водителя, его поведение, запах алкоголя, показания индикаторной трубки «контроль трезвости». Основания, по которым должностное лицо пришло к выводу о нахождении водителя в состоянии опьянения, должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении.

Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п.

9. При назначении наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, надлежит учитывать, что они не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица – освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести.

10. При пересмотре постановлений органов ГИБДД по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, – по части 1 названной статьи.

Проверяя обоснованность привлечения лица к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, следует принимать во внимание положения статьи 10 названного Федерального закона о том, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования, если страхователь не позднее чем за два месяца до окончания срока действия договора не заявил о его расторжении.

11. В тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 1 статьи 12.3 КоАП РФ.
При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании.

12. По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:
а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;
б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);
в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД);
г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);
д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД).

Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

По применению главы 14 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

13. Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, есликоличество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

14. В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.

15. В случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе главы 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и части 2 статьи 15.12 КоАП РФ; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.2 КоАП РФ; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.4 КоАП РФ; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.15 КоАП РФ.

16. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

17. При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

18. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по части 1 статьи 6.2 КоАП РФ; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

19. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).

20. При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.

Продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей маркировки образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

21. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

22. Учитывая, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

В постановлении по делу о таком правонарушении должны быть приведены обстоятельства, на которых основан вывод судьи о том, что данным правонарушением нарушено законодательство о защите прав потребителей.

По применению главы 15 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

23. Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 – 15.9, 15.11 КоАП РФ. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.

В соответствии с примечанием к статье 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.

24. Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

25. При квалификации действий лица по статье 15.6 и статье 15.11 КоАП РФ необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

26. Если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

По применению главы 16 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

27. При применении части 1 статьи 16.1 КоАП РФ необходимо иметь в виду, что указанной нормой предусмотрена ответственность за нарушение порядка прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и убытия с таможенной территории Российской Федерации не только товаров, но и транспортных средств.

Поэтому в случае ввоза (вывоза) товаров на транспортном средстве вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо вне времени работы таможенных органов предметом правонарушения являются как товары, так и транспортные средства, на которых они перевозятся, поскольку в отношении их также не выполнены требования таможенного законодательства Российской Федерации (статьи 69, 119 Таможенного кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ). Следовательно, размер штрафа, налагаемого на лицо, виновное в совершении данного правонарушения, должен исчисляться исходя из стоимости товаров и транспортных средств, на которых эти товары были перемещены. Если товары перемещались на гужевой повозке, то ее стоимость (например, стоимость лошади, саней, упряжи) также следует учитывать при определении размера штрафа.

При этом необходимо иметь в виду, что при наложении административного штрафа может быть применено дополнительное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, в том числе и транспортных средств.

28. При назначении административного наказания в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, необходимо иметь в виду, что конфискация орудий совершения данного административного правонарушения в указанном случае является обязательной.

Если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия административного правонарушения.

29. Оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.

30. При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

31. При применении статьи 16.3 КоАП РФ следует разграничивать запреты и (или) ограничения экономического характера, а также запреты и (или) ограничения, не носящие экономического характера. При этом необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения.

К ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, пункт 1 части 1 статьи 24, статья 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 8 декабря 2003г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления (статьи 163, 166, 173, 187 ТК РФ).

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера согласно статье 158 ТК РФ применяются независимо от заявленного таможенного режима.

При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.

Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

32. Исходя из положений, закрепленных в статье 16.12 КоАП РФ, административная ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений наступает в случае нарушения установленного таможенным органом срока подачи: полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования товаров (статья 138 ТК РФ); таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150 ТК РФ); таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи (статья 314 ТК РФ). Нарушение общего срока подачи таможенной декларации, предусмотренного статьей 129 ТК РФ, не образует состав указанных административных правонарушений.

Субъектом правонарушений, предусмотренных статьей 16.12 КоАП РФ, является лицо, на котором лежит обязанность по совершению операций, необходимых для выпуска товаров (статья 16 ТК РФ), а после начала таможенной процедуры декларирования товаров – декларант (статья 126 ТК РФ).

33. Решая вопрос об обоснованности применения таможенным органом административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 16.23 КоАП РФ, следует иметь в виду, что данная норма предусматривает ответственность за нарушение установленного положениями ТК РФ запрета на осуществление деятельности в области таможенного дела лицами, не включенными в Реестр таможенных брокеров.
Административная ответственность по части 1 статьи 16.23 КоАП РФ за совершение таможенных операций в случаях, когда таможенным законодательством предоставлено право на совершение таких операций без включения лица в Реестр таможенных брокеров,не наступает. Таможенным кодексом Российской Федерации установлено два случая, когда физические лица вправе представлять интересы третьих лиц (как физических, так и юридических) при осуществлении таможенных операций: представление от имени перевозчика и по его поручению документов на товары и транспортные средства при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 5 статьи 72), а также декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, от имени другого физического лица на основании его доверенности (пункт 6 статьи 286).

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации В.М. Лебедев

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации В.В. Демидов