Статьи

Сайт закон о гражданстве

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) — в) исключены. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (62-ФЗ) 2018

Закон о гражданстве в последней действующей редакции от 1 сентября 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон «О гражданстве» регулирует правовой статус лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Федеральный закон устанавливает основания и порядок приобретения или прекращения гражданства. Федеральный закон «О гражданстве» определяет условия приобретения гражданства Российской Федерации гражданами бывшего СССР, не получившими его в установленном порядке и их дети, не имеющие иностранного гражданства другого государства.

Федеральный закон «О гражданстве» устанавливает новые условия, позволяющие приобрести гражданство Российской Федерации, – срок непрерывного проживания на территории РФ должен составлять три года или 5 лет общего проживания. Кроме этого лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации должно иметь источник законного дохода на территории России.

Федеральный закон уточняет сроки рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в обычном и упрощённом порядке в зависимости от категории, к которой относится заявившее лицо. Также новый Федеральный закон «О гражданстве» определяет основания для отказа приёма заявлений о приобретении или восстановления гражданства Российской Федерации.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о гражданстве не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (62-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Продление срока действия главы VIII.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

Проект №18889-7 внесен 2.11.2016
депутатом Государственной Думы
К.Ф. Затулиным
Закон принят 9.12.2016
Вступил в силу: № 462- ФЗ от 19.12.2016

«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» по продлению срока действия главы VIII.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

В части второй статьи 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,2012, №47, ст. 6393) заменить слова «до 1 января 2017 года» на слова «до 1 января 2020 года».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу в день его официального опубликования.

Российской Федерации В.В.Путин

к законопроекту «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» по продлению срока действия главы VIII.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ввел в закон о гражданстве новую главу VIII.1, которая дала право на оформление гражданства РФ двум категориям лиц:

1) тем, кто имел гражданство СССР и прибыл для проживания в РФ до 1.11.2002 года, не приобрел гражданство РФ, но и не имеет иного гражданства или вида на жительство, либо прописки (вида на жительство) в другом государстве, также их взрослые или несовершеннолетние дети. При этом от них не требуют получать разрешение на временное проживание или вид на жительство, предъявлять данные об источнике средств к существованию, сдавать экзамен по русскому языку;

2) тем, кто до 1.07.2002 получил паспорт гражданина РФ на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение (паспорт изъят или считается недействительным) могут быть признаны гражданами РФ вместе с несовершеннолетними детьми.

Принятые поправки в 2012 году затрагивали интересы более 70 тысяч соотечественников. К настоящему времени нормами главы VIII.1 закона о гражданстве воспользовались 45 тысяч человек (по данным Главного управлении МВД России по вопросам миграции), однако еще несколько тысяч наших соотечественников, подпадающих под нормы данной главы, остаются с неурегулированным статусом.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. №182-ФЗ срок действия норм главы VIII.1 ограничен и заканчивается 1 января 2017 года, а те, кто не воспользовался данными нормами закона, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения действия данной статьи (сейчас это — до 31 марта 2017 года) выехать из Российской Федерации, иначе — они будут депортированы (это условие содержится в части второй статьи 2 обсуждаемого закона).

Законодательное требование о депортации бывших граждан СССР, по каким-либо причинам не оформивших гражданство или вид на жительство до 1 января 2017 года, дискредитирует Российскую Федерацию и во многих случаях — невыполнимо. В какую страну будут депортированы граждане, прибывшие в Россию и проживающие здесь более 14 лет? Уже имеется немало громких и позорных примеров депортации русских людей из России, не сумевших оформить гражданство РФ, часто — по вине или небрежению наших государственных органов. Следует также учесть, что на последний год действия поправок пришлось радикальное реформирование органов миграции, что внесло свои трудности для тех, кто хотел бы легализоваться в России.

Кроме того, бремя депортации ложится на государство, которое должно будет решать эти проблемы и организационно, и финансово.

Предлагаемая поправка в часть 2 статьи 3 Федерального закона от 12 ноября 2012г. №182-ФЗ продлевает срок действия норм главы VIII.1 до 1 января 2020 года, что позволит воспользоваться данными нормами еще тысячам соотечественников, не успевающих сделать это до 1 января 2017 года, а также избежать масштабной административной работы и финансовых затрат по выявлению и депортации лиц, не определивших свой правовой статус на территории РФ в соответствии с законодательством.

Текст действующего закона (часть вторая статьи 3)

Сайт закон о гражданстве

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» заявления по вопросам гражданства Российской Федерации подают по месту жительства заявителя:
— лица, проживающие за пределами Российской Федерации и не имеющие места жительства на территории Российской Федерации, — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;
— лица, проживающие на территории Российской Федерации, — в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

Заявление по вопросам гражданства подается заявителем лично. Заявление составляется письменно по установленной форме. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, взимается консульский сбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации уполномочены оформлять:
а) наличие гражданства по рождению и при усыновлении, а также наличие гражданства, приобретенного по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
б) прием в гражданство лиц, в отношении которых в соответствии с Законом не требуется соблюдения условия проживания на территории Российской Федерации;
в) выход из гражданства лиц, проживающих за пределами Российской Федерации и не имеющих места жительства на территории Российской Федерации;
г) отмену ранее принятых решений по вопросам гражданства в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Основания и условия приобретения гражданства Российской Федерации изложены в главе II Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

По рождению гражданство Российской Федерации приобретает ребенок, если на день его рождения:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

В упрощенном порядке в дипломатических представительствах и консульских учреждениях рассматриваются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет, обладающих дееспособностью и проживающих за пределами Российской Федерации, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В упрощенном порядке в дипломатических представительствах и консульских учреждениях может быть принят в гражданство Российской Федерации:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Основания и условия прекращения гражданства Российской Федерации изложены в главе III Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Основания и условия изменения гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц изложены в главе V Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

О принятом решении полномочный орган, в который подавалось заявление (дипломатическое представительство или консульское учреждение), уведомляет заявителя письменно в месячный срок со дня принятия решения по адресу, указанному в заявлении.

При изменении места жительства в период рассмотрения заявления заявителю необходимо сообщить об этом письменно в полномочный орган, принявший заявление к рассмотрению, с представлением заверенной копии документа, подтверждающего регистрацию по новому месту жительства. В этом случае указанный полномочный орган направляет информацию о принятом решении в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения (выдачи паспорта или иного соответствующего документа).

В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России:
— ветераны ВОВ, имевшие гражданство СССР;
— те, кто родился на территории РСФСР и имел гражданство СССР;
— лица, состоящие в браке с гражданином России не менее трех лет;
— нетрудоспособные иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие дееспособных совершеннолетних сына или дочь, являющихся российскими гражданами.

Лицам, проживающим на территории России, по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации необходимо обращаться в территориальные органы Федеральной миграционной службы по месту жительства, а те, кто живет за рубежом, обстоятельные разъяснения по всем аспектам приема в гражданство могут получить в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.

Информация Консульского департамента

В МИД России поступают жалобы от жителей зарубежья, которым наши посольства и консульства отказывают в замене на новые паспорта граждан Российской Федерации с истекающим сроком действия. Анализ этих жалоб показал, что в начале 90-х гг. в российских загранучреждениях имели место случаи, когда лицам, состоящим на консульском учете в качестве граждан СССР, выдавались российские паспорта без должного оформления гражданства нового государства — России.

В дальнейшем паспорта таким лицам неоднократно возобновлялись, и они считали себя полноправными гражданами Российской Федерации. Однако с введением в действие в 2009 г. нового порядка оформления паспортов были ужесточены проверки заявителей на предмет их принадлежности к российскому гражданству. Кроме того, в этот же период Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 292¹, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное оформление должностными лицами российских паспортов и гражданства.

Сознавая, что заявители зачастую не виноваты в возникшей ситуации, сейчас, тем не менее приходится наводить в этой сфере порядок и не допускать выдачу паспортов тем, у кого российское гражданство не оформлено должным образом. При этом наши консульские работники ориентированы на максимально корректное и внимательное отношение к рассматриваемой категории заявителей. В каждом конкретном случае российские загранучреждения принимают меры к тому, чтобы найти решение возникших вопросов, при необходимости — во взаимодействии с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Сотрудничаем на этом направлении с Общественной палатой, правозащитными структурами, организациями соотечественников.

Нельзя не сказать и о другой категории жалоб на отказы в выдаче паспортов. Их авторы — выходцы из СССР, родившиеся на территории РСФСР, не отказывавшиеся официально от российского гражданства и считающие себя поэтому гражданами России «по рождению».

Напоминаем в данной связи, что Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. — первый закон о гражданстве новой России — установил следующие принципы его приобретения:

1. Гражданином России «по рождению» может стать только тот, кто родился не ранее 6 февраля 1992 г. (дата вступления в силу указанного Закона).

2. Наличие гражданства России «автоматически» было признано лишь у тех лиц, которые постоянно проживали на территории РСФСР на 6 февраля 1992 г., что подтверждалось соответствующими штампами о прописке в их советских паспортах и учетами паспортных столов.

3. Все, кто покинул пределы РСФСР до указанной даты, гражданами России признаны не были и должны оформлять гражданство в российских дипломатических представительствах и консульских учреждениях за рубежом.

Таким образом, авторы вышеупомянутых жалоб смогут получить паспорта только после приобретения гражданства в установленном порядке.

В настоящее время этот порядок регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», вступившим в силу 1 июля 2002 г. Согласно ему оформить прием в гражданство за рубежом могут следующие категории заявителей:

— лица, имеющие хотя бы одного из родителей, состоящего в российском гражданстве и проживающего на территории России;

— лица без гражданства — бывшие граждане СССР, проживающие на территории государств, входивших в его состав.

Особая категория — несовершеннолетние дети, которым российское гражданство может быть оформлено по заявлению их родителей-россиян.

Внесены изменения в законы о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается, что сообщение заведомо ложных сведений, являющееся основанием для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации, может заключаться в нарушении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, если целью приобретения гражданства Российской Федерации являлся подрыв основ конституционного строя Российской Федерации, что выразилось в совершении преступления (приготовлении к преступлению, покушении на преступление) террористической или экстремистской направленности и это подтверждено судебным приговором.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается принесение Присяги гражданина Российской Федерации лицом, приобретающим гражданство Российской Федерации в результате приёма в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации либо по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации. Отказ лица от принесения Присяги является основанием для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации.

Федеральным законом также уточняются условия отказа иностранных граждан, претендующих на обращение с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, от имеющегося у них гражданства иностранного государства (в частности, регламентируется порядок отказа граждан Украины от имеющегося у них гражданства Украины).

Внесен законопроект об упрощении порядка получения гражданства РФ для соотечественников

«Предоставление такого права Президенту Российской Федерации позволит принять в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке соотечественников, проживающих в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и (или) смена политического режима», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также предусматривается упрощение приема в российское гражданство участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, получивших разрешение на временное проживание в России или вид на жительство. Им предполагается предоставить право подать заявление о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе.

«Условие о наличии у участника государственной программы разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации предусмотрено законопроектом в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и недопущения распространения опасных заболеваний на ее территории», — указывается в документе.

В пояснительной записке также отмечается, что положения этого проекта закона, касающиеся упрощения процедуры приема в российское гражданство участников госпрограммы, «распространяются на все категории таких участников, находящихся на территории Российской Федерации».

Как отмечают авторы законодательной инициативы, внесение предложенных поправок в законодательство «позволит стимулировать переезд в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также способствовать более эффективной защите их прав».