Статьи

Развод учителя

Что такое учитель

Учитель (или по другому педагог) это человек, который передаёт свои навыки и знания иным лицам, обучает их. Учителя, распространённая и нужная профессия, там, где есть школы. Все свои основные знания, дети получают не из учебников, а из уст своих учителей. Это очень не простая профессия, которая требует большой отдачи и огромного терпения. Учитель должен сохранять хладнокровие и не показывать неприязнь или гнев своим ученикам. Он показывает пример для подражания и уважения!

Учитель — это пример мудрости и добра. Человек, который учит науке, даёт знания и передаёт свой личный опыт. Быть учителем, значит уметь находить общий язык с детьми и их родителями, ценить чужое мнение и не оспаривать его, а давать необходимый совет на будущее.

Учитель — востребованная профессия, однако в некоторых школах, где потерян полностью контроль за детьми, даже учителям нет возможности справиться с выходками учеников. В тех семьях, где дети привыкли делать всё желаемое и не иметь наказания, невозможно вырастить хороших и достойных людей. И когда родители приходят в школу и начинают крутить золотые кольца на пальцах, тыкать в учителя и рассказывать ему, что он не так преподаёт и не то делает, это выглядит будто школы нет и все на базаре сидят. Там и крикнуть можно, и ругать всех подряд.

Родители! Вы первые должны подавать пример добра, чтоб ваши дети вами гордились. Случаев неугодного поведения родителей в школе достаточно и вот один из них.

Дети пошли в первый класс, сдавали деньги на карандаши и салфетки (прочее ) родительскому комитету. Одна из мамочек пришла наводить порядки в класс. Перевернула с остальными все шкафы и сложила как ей надо. Учительнице сказала, что та неправильно учит писать буквы. После всего этого было собрание в школе и учительница сказала, что вплоть до увольнения, но с этим родительским комитетом она не станет работать. Директор школы встала на её сторону, объясняя, что женщины не имеют права вообще открывать шкафы и копаться в чужих вещах. Что это за новости. Они могут приходить на занятия, но свои порядки наводить у себя дома и только. А если кому не нравится преподавание, пусть садится вместо учителя и покажет как надо!

После долгих разбирательств, комитет поменяли и во главе встал отец одного из учеников. И наступила тишина и понимание.

Такое наглое поведение с учителем — это предел разумного. Учитель приходит, чтоб дать знания вашим детям, а не затем, чтоб вы ему указывали место. Со стороны говорить просто, а самому посидеть пару дней в школе и можно понять весь труд учителей.

Учитель — это человек с большим открытым сердцем. Нужно уважать таких людей и ценить их труд. Есть непорядочные педагоги, но далеко не все плохие. Конечно, нужно защищать права своих детей. Но не нужно ущемлять в правах других. Это говорит о непорядочности в обществе. А учителям всем — большого терпения и удачи!

Развод учителя

Кандидат педагогически наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, генеральный директор и главный редактор издательства «ТЦ Сфера» Татьяна Цветкова хорошо известна в педагогической среде благодаря своим проектам и кипучей деятельности по улучшению качества образования в нашей стране. 12 лет Татьяна преподавала в образовательных организациях. Последние 10 лет ведет семинары и мастер-классы по всей стране. За 23 года работы издателем выпустила тысячи книг и журналов для педагогов, специалистов образовательной отрасли и родителей. Обучила сотни детей, студентов и воспитателей. А в этом году запустила еще программы повышения квалификации для педагогов и видеоуроки для родителей на YouTube. С чего все началось, как удалось выстроить успешный уже долгие годы бизнес и чем живет сегодня «Творческий Центр СФЕРА» — об этом интервью Татьяны Цветковой.

Каких только не дается рекомендаций о том, каким должен быть урок, как его готовить, проводить и анализировать… Но вот как устанавливать, развивать и сохранять деловые и доверительные отношения учителя на уроке? Как уберечь свой урок от вмешательства посторонних людей и внешних обстоятельств? На вебинаре мы разберем пять типичных ситуаций школьной жизни и алгоритмы сохранения пространства урока.

На вебинаре вы познакомитесь с доступными и интересными способами повышения вовлеченности родителей в работу родительского собрания. Участие родителей может быть не только пассивным, а иногда и протестным. Создавайте условия, используйте мягкие формы приглашения в деятельность и обретайте единомышленников в лице родителей.

Когда угрозы не действует и крики не помогают, пришло время договариваться. Нет, конечно, это время пришло уже давно, но мы же сначала используем старые проверенные способы воздействия на подросшего отпрыска. Итак, чтобы договор был максимально эффективен, придерживайтесь простых правил.

Принцип организации классного пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке и, главное, правильная расстановка парт помогает в достижении целей урока. Есть три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная. Рассмотрим все три схемы, выделим особенности, плюсы и минусы.

Международная «Ассоциация специалистов по сертификации» при поддержке ITHUB Academy объявляет старт образовательной программы «Технологии XXI века» по обучению и сертификации педагогов РФ самым распространенным и востребованным офисным приложениям Microsoft (Word, Excel, PowerPoint, OneNote и др.).

Хотите научиться проектировать дистанционные курсы с учетом цели, ожидаемых результатов, особенностей целевой аудитории, специфики предметной области и условий освоения? Оттачивайте навыки внедрения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вместе с признанными е-тьюторами.

Учителя становятся все более загружены. Но загруженность не всегда означает высокий доход. Есть много примеров хороших учителей, которые не вылезают из школы, но при этом не получают адекватных денег. К сожалению, такова «педагогическая» реальность. Но это не значит, что выхода нет и учитель обречен сгорать на работе. Можно найти способы зарабатывать больше.

На что учительница имеет право при беременности и в декретном отпуске? Как начисляются выплаты и в какой срок нужно встать на учет в женской консультации? Как проходить аттестацию на должность учителя после окончания декретного отпуска? На эти и другие вопросы ответы дает наша статья.

Ученики, да и многие учителя, привыкли думать, что математика — это скучно. Что подготовка к ЕГЭ — тяжелая работа. Длинные вычисления в столбик, однообразные «примеры» и предсказуемые результаты. А если по-другому? Показать полезные и помогающие на ЕГЭ приемы быстрого решения задач. Заинтересовать учеников. Научить пониманию вместо зубрежки. Помочь сдать ЕГЭ на высокие баллы. Математика — это понятно, увлекательно и просто!

Сегодняшние фгосовские реалии таковы, что обучение должно строиться вокруг ученика, когда ученик автономно и независимо от других сам ставит свои учебные задачи и сам несет ответственность за свое обучение. Наученный такой работе в детстве/юности, такой ученик получает знания, позволяющие ему учиться всю свою жизнь. А это, как мы понимаем, реалии времени: новые профессии приходят и уходят, а пенсионный возраст наступит не скоро. Нужно взять ответственность за свою жизнь обучение на себя и учиться всю жизнь.

В кружки робототехники Волгограда ходят многие ребята разного возраста и уровня подготовки. Они учатся не просто создавать роботов — они получают базовые знания по многим наукам и могут сразу же применить их на практике.

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.

Знаете, что бывает с компьютером или смартфоном, в котором открыто много приложений? Наверное, сталкивались: он зависает, тормозит, шумит, греется, а то и вовсе перезагружается. Зная это, мы периодически очищаем память и закрываем лишние вкладки. Но только на компьютере! В своей же голове мы держим все дела в режиме перманентного выполнения, пока в очередной раз не перегреемся и не сорвемся, уйдя в «перезагрузку» дел, а то и жизни.

Новое направление в психологии — воплощенное познание, в рамках которого изучается влияние физических ощущений на принятие решений, поведение, опыт оценки. В этих исследованиях было доказано, что теплый напиток, плед или теплое помещение помогают расположить человека к себе, отношения становятся теплее.

Родители детей, у которых нарушено звукопроизношение и нет никаких других логопедических проблем, пытаются сделать коррекцию самостоятельно. И в некоторых случаях достаточно успешно. Но бывает, что родители пытаются поставить звук, но у них ничего не получается. Давайте разберем распространенные ошибки при постановке звуков. Эта статья будет полезна не только родителям, но и начинающим логопедам.

На вебинаре доступно раскрываются вопросы нарушения дисциплины детьми и подростками, а так же меры реагирования на «плохое» поведение во время урока или любой ситуации общения с ребенком. На вебинаре будут даны стратегии поведения взрослого при участии так называемых «зрителей», т.е. учеников класса, других взрослых. Вебинар построен не только на устной информации, но и на демонстрации и анализе видео-нарезок из фильмов «Училка» (2015 г.), «Пацаны» (1983 г.), «Курьер» (1986 г.).

Приглашаем вас принять участие в 10-й юбилейной Международной Олимпиаде для школьников и студентов во время осенних каникул с 28 октября по 4 ноября 2018 на Средиземноморской Ривьере — в г. Анталия (Турция).

Конкурс математических сказок мудрого кота Косинуса — это бесплатный интернет-конкурс литературных произведений, авторами которых являются дети в возрасте 6-18 лет, проживающие в любых странах мира. На конкурс принимаются произведения о цифрах, математических действиях и других понятиях математического мира.

Получается так, что я много пишу о семье. О своей семье и о человеческой семье вообще. Но пишу я только для тех, кто хочет быть счастливым в своей семейной жизни и готов трудиться, не покладая рук, мозгов и души. Т.е. для думающих и неленивых взрослых.

Сегодня у большинства учителей есть смартфоны с установленной системой Android, а значит, проблема переноса контактов со старого телефона на новый облегчается. Это особенно актуально для тех, у кого много контактов и переносить их вручную затруднительно. В этой статье мы рассмотрим, как перенести контакты через Google Контакты.

Родительское собрание является основным способом взаимодействия родителей и школы, и отвечает за это взаимодействие — классный руководитель, для него проведение собрания — прямая обязанность. Такой же обязанностью является и составление протокола собрания.

В этой статье мы рассмотрим, как правильно оформить протокол родительского собрания и дадим готовый шаблон документа.

2007-2018 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Учителя смотреть онлайн

Доступно на

Звезда серила «Кухня» Марк Богатырев, а также Алика Смехова, Ирина Розанова, Валерий Баринов в новом российском сериале «Учителя», рассказывающем удивительную историю любви, которая началась и продолжилась в стенах обычной школы. Арсений Платонов был успешным ведущим ток-шоу «Поболтаем?», каждый выход которого неизменно получал самые высокие рейтинги. Но из-за неприятного инцидента, произошедшего в прямом эфире, молодой человек был вынужден оставить работу на телевидении и забыть о карьере. Решив кардинально сменить вектор деятельности, Арсений вернулся в родное Подмосковье. Случайно встретившись в баре с директором школы, которую он сам окончил десять лет назад, Платонов получает приглашение провести для школьников несколько уроков и поделиться своим секретом успеха. Кто бы мог подумать, что в школьных коридорах Арсений встретит свою первую любовь – одноклассницу Машу, которая теперь работает здесь преподавательницей начальных классов. Личная жизнь первой красавицы сложилась не слишком удачно: Маша в разводе, на руках у нее двое детей. Воспылав былыми чувствами, Арсений решает завоевать сердце возлюбленной.

Сериал Учителя доступен бесплатно на сайте. Приятного просмотра!

Вместе с сериалом «Учителя» также смотрят

Съемочная группа

Арсений Платонов ведёт популярное ток-шоу на телевидении «Поболтаем?». На первый взгляд, у него есть всё, о чём можно только мечтать: слава, деньги, толпы поклонниц. Однако всё в одночасье меняется из-за его необдуманной шутки. Дело в том, что во время прямого эфира своей передачи Арсений крайне неудачно подшутил над приглашённой звездой. В результате его уволили с проекта, а в другие программы никто не захотел его брать.

Тогда Арсений Платонов решил сделать небольшую паузу и уйти из шоу-бизнеса, чтобы все позабыли об этом инциденте. Он решает устроить себе отпуск и едет в небольшой подмосковный городок, где он вырос, где живут его родители.

Прибыв в родной город, Арсений сначала, конечно, навещает маму, а затем идёт в школу, где когда-то учился. Директор школы уже сменился, но он с распростёртыми объятиями встречает Арсения. Гурген Карлович Гаспарян предлагает Арсению побеседовать с учениками школы, рассказать о своём опыте и поделиться своими секретами успеха. Арсений с удовольствием принимает предложение Гургена Карловича. Дети с радостью общаются со звездой, и у Арсения появляются новые поклонницы в лице старшеклассниц.

В школе герой встречает свою первую школьную любовь, Марию. Как он выяснил, она работает в школе учительницей, и она мать-одиночка с двумя детьми. После встречи с Машей Платонов понимает, что до сих пор любит её. Тогда он решает добиться её расположения, а затем и любви.

Спустя некоторое время Гурген Карлович предлагает Платонову поработать немного в школе, поскольку им срочно требуется учитель русского языка и литературы. Арсений, хоть не сразу, но соглашается.

Поначалу у Арсения не получается наладить контакт с учениками. Многие думают, что он лишь напыщенна звезда. Но со временем они меняют мнение о своём учителе.

Две ученицы Арсения поспорили о том, с кем из них он станет встречаться. Однако дело дошло до того, что за молодого учителя взялась уже одна из мам. Поклонницы у Арсения находятся и среди учителей, например, преподавательница английского языка.

Алексей Учитель не смог сдержать слез, рассказывая о своих детях

7 октября 2017 19:20 208

Юлия Пересильд и Алексей Учитель скрывали свой роман более десяти лет. Фото: Мила СТРИЖ

Алексей Учитель стал гостем программы «Однажды» на канале НТВ . Кроме громкой темы, которая в эти дни у всех на слуху – скандала с его фильмом «Матильда» — киномэтр затронул и свою личную жизнь. В разговоре с ведущим программы Сергеем Майоровым Учитель впервые подтвердил, что он – отец двух дочерей актрисы Юлии Пересильд. И рассказал о том, как растут его девочки.

Пересильд и Учитель долгое время скрывали свой роман. И тем более то, что актриса родила от режиссера двух дочек – Анну (ей восемь лет) и Машу (ей пять). Причина, видимо, кроется в том, что режиссер уже много лет женат, и пока не торопится оформлять развод со своей супругой Кирой Саксаганской. Во всех интервью Юлия Пересильд старательно избегала вопросов о личной жизни. И лишь на днях подтвердила: Учитель действительно является отцом ее детей. А теперь и режиссер публично признал своих дочерей.

Актриса никогда не рассказывала, кто отец ее дочерей Маши и Ани. Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА

По словам киномэтра, ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как растут его наследницы.

— Мои дочки просто чудо! Они еще маленькие, но думаю, точно станут актрисами. Задатки есть, — рассказал режиссер.

Алексей Учитель с дочками Машей и Аней. Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА

Старший сын Учителя Илья, как и отец, выбрал карьеру кинорежиссера. Молодой человек закончил режиссерский факультет ВГИКа и уже снимает свои первые проекты. Алексей Учитель рассказал, как однажды приехал навестить сына на съемочную площадку. К сожалению, визит оказался неудачным и рассорил отца и сына.

— Я пробыл там час. Как профессионал, увидел ошибки, начал поправлять сына, — рассказал режиссер. — После этого он подошел ко мне и попросил уйти. Конечно, я его понимаю. Тут дело не в критике, а в авторитете на съемочной площадке, который я мог разрушить.

Рассказывая о ссоре с сыном, Алексей Учитель не смог сдержать слез. Режиссер не скрывает, что очень переживает за Илью и желает ему удачной карьеры.

Рассказывая своем старшем сыне Илье, Алексей Учитель не смог сдержать слез. Фото: кадр программы «Однажды» канала НТВ.

О своей карьере режиссер предпочитает говорить исключительно в позитивных тонах: он уверен, что скандал вокруг его последней работы не помешает ему и дальше снимать успешное кино. По словам Учителя, он привык к критике в свой адрес и старается не обращать на нее внимания. Режиссер добавляет, что впереди у него грандиозные творческие планы, и он с головой погружен в работу.

Судя по всему, Алексей Ефимович — заботливый отец. Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА

У Учителя настолько плотный график, что у него почти не бывает выходных, и он крайне редко ездит в отпуск.

— Я хочу получить Оскар, снять еще минимум пять фильмов. Мне некогда отдыхать, — говорит режиссер.

Учителя 1 сезон 1 серия смотреть онлайн

Вместе с сериалом «Учителя» также смотрят

Жизнь ведущего популярного телешоу «Поболтаем?» Арсения Платонова феерична, на зависть многим красива, полна интересных знакомств, восхищенных взглядов. Темы его шоу всегда скандальны, рейтинг передачи растет, Арсений абсолютно уверен в своей удачливости. На очередное шоу в прямо эфире приглашены группа «Карамельки», певица Стеша, одновременно являющаяся любовницей Арсения, и скандальный журналист Куцман, который умеет провоцировать собеседников на откровенные и не всегда хорошо продуманные высказывания. Тема сегодняшнего шоу – «Через постель в олимпийскую сборную». Во время диалога с Куцманом Арсик не замечает, что камера направлена на него, а его нелестные и оскорбительные слова в адрес чиновников всех мастей звучат в прямом эфире. Напрасно потом Арсений надеется, что его слова пройдут незамеченными, а рейтинг его программы спасет его от гнева чиновников. Главный редактор Виктор объявляет на следующий день, что он уволен.

Посмотреть сериал Учителя 1 сезон 1 серия онлайн вы можете совершенно бесплатно на русском языке в хорошем качестве без регистрации. Приятного просмотра!

Психологическая помощь детям при разводе родителей

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, можно сделать вывод, что развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Школьники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак [10, c.93].

Развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов.

По ряду таких показателей, как отношения в школе, расположение к дурным компаниям дети этих двух групп существенно не различались, но сильно отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также сравнение ряда социально-психологических характеристик детей, живущих в семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать ребенок” лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью. Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям.

По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и санкциям, направленным против развода. Самооценка ребенка существенно зависит от возраста матери в период развода. У женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22 % детей по достижению 12-14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка у 45 %. В ряде исследований отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должно быть смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку [10, c.89].

По данным Соловьева Н.Я. воздействие развода на психику ребенка зависит от целого ряда факторов:

— субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода;

— возраста ребенка и матери;

— степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья;

— способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение [8, c. 67].

В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем,

  • насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей; враждебностью отношений родителей до развода; временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей;
  • исходным состоянием здоровья и возрастом ребенка и родителей.

Американские психологи свидетельствуют, что особенно сильное влияние развод оказывает на детей в возрасте до 8 лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей.

Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения, переживают чувства злости и обиды, особенно на отца, дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем. Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

— предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;

— ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;

— дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;

— ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д.

На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя. С уходом Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Мальчики, росшие без отца, обычно усваивают «жен­ский» тип поведения либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе.

Буянов М.И., анализируя результаты исследований американских психологов, отмечает, что большинство американских детей считает для себя очень важным продолжение контактов с отцом после развода. Треть из опрошенных нами ста детей не удовлетворены существующими контактами с отдельно проживающими отцами, они хотели бы более интенсивного и качественного общения. Подавляющее большинство детей выступает за свободный доступ отца к ним. Однако опрос ста разведенных матерей выявил, что эти пожелания детей фактически не реализуемы, так как лишь 33,8% матерей позволяют отцам посещать детей в любое время, 24,5% — раз в неделю, 3% — ежемесячно, 5% — по праздникам и летом, 17,6% приходится на неупорядоченные визиты, а 16,1% ребят не видели ушедшего из семьи отца больше ни разу. К несчастью, бывшие супруги довольно часто настраивают ребенка друг против друга, внося еще больший психологический дискомфорта раненную разводом душу ребенка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаждают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность, обиду и т.д. Манипуляция ребенком не имеет оправдания и непременно обернется против того, кто ее посеял. Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним[2, c.95].

Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок. Кроме того, отец, которому лишь изредка дозволяется видеться с ребенком и который не сталкивается со всеми трудностями воспитания, может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать. Это опять, сточки зрения матери, может служить аргументом против свиданий отца с ребенком.

Одинокие матери и отцы имеют общие особенности: более ограничена их социальная жизнь, для семьи характерен больший демократизм во взаимоотношениях, родителю любого пола сложней вступить в повторный брак. При этом одиноким отцам больше помогают друзья и родственники, у них сильнее суживается круг социального общения, чем у одиноких матерей. В свою очередь, матерям сложнее дисциплинировать детей. Отцы понимают, что их эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, недостаточна.

В больших семьях, с их богатыми внутренними связями, возможно пере­распределение возникающих напряжений, в диадических же (мать — ребенок, отец — ребенок) — любое событие приобретает глобальное значение.

Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. Пока ребенок мал, у него обычно складываются очень глубокие, часто симбиотические, эмоциональные отношения с единственным из родителей, чаще — с матерью. Такая мать (а иногда и отец) как катастрофу воспринимает типичный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальная гармония разрушается под мощными проявлениями индивидуальности последнего. Кризис во взаимоотношениях может наступить и в более поздних возрастах (в юношеском возрасте или в возрасте зрелости), если ребенок отстает в своем психологическом развитии от сверстников и от своего паспортного возраста. Родителям вообще свойственно не принимать изменений в личности ребенка, они бессознательно стремятся «сохранить» ребенка в детском состоянии. Психологи отмечают, что подростки в конфронтации с родителями склонны преувеличивать свой психологический возраст (степень своей независимости, са­мостоятельности), а их родители — преуменьшать [4, c.92].

В неполных семьях чаще, чем в полных, подросток (юноша) оказывается в трагической ситуации: мать, находящаяся от него в сильной эмоциональной зависимости, настолько тяжело переживает его первые шаги в самостоятельной жизни, что это создает угрозу ее здоровью.

Подросток оказывается в крайне тяжелой в моральном отношении ситуации: он должен выбрать между той жизнью, которая ему нравится, и здоровьем (а, может быть, и жизнью, как ему пред­ставляется или как ему подсказывают) своей матери. Некоторые тиранические или слабые женщины в буквальном смысле слова терроризируют своих детей, ставя свое здоровье в прямую зависимость от поведения последних.

В диадических семьях типа «мать-сын» психологи встречают и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по существу это напоминает супружеский конфликт. Психолог должен помочь маме понять это, осознать, что сын — это только сын, а не несостоявшийся супруг. При отсутствии мужа перенесение претензий к сыну может сочетаться с перенесением на него же отношения взрослой женщины к ее брату. И даже если мать нежно любит брата, ее сыну немногим легче, так как мама фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужчин: мужа и брата. Этих отношений она одновременно может и хотеть, и бояться. В любом случае ее сын — просто другой (отличный от отца и дяди) человек: подросток, а не взрослый, уже поэтому он никогда не сможет соответствовать неадекватным ожиданиям матери [5, c.25].

Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, — у ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом; о допустимых способах реализации этих ролей.

Психологи отмечают, что проблема психосексуальной идентичности особенно острой оказывается в неполных семьях с искажением психосексуальных ролей, когда, например, властная мама выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая в себе силу, власть, право принимать окончательные решения и отвечать за эти решения, право наказывать и пр. Дети в таких семьях в силу действия бессознательного механизма идентификации вынужденно отождествляются с ролями и образцами поведения лиц противоположного пола — в будущем они испытывают явные затруднения в общении с людьми противоположного пола, в поисках интимного партнера, в выборе профессии, в общении с собственными детьми и т.д. Чем позже создается одиноким родителем новая семья, тем сложнее бывает ему самому принять в семью нового взрослого члена, тем труднее принимает его и ребенок [6, c.89].

Таким образом, многие авторы рассматривают развод как негативное, пагубное явление, форму проявления семейной дезорганизации. В массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д. Лишь немногие авторы полагают, что развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблемы, способствует эмоциональному росту и «моральному возрождению» обоих супругов.

Основные направления психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей

К основным направлениям психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей относят разнообразные методы, среди которых можно выделить следующие.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [1, с. 67].

В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям , сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

Характерная особенность игры – е двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с е ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуполановость игры обуславливает е развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Арттерапия – это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия [9, с. 121]. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Приемы арттерапии используют при исследовании внутрисемейных проблем. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятия по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознании клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения [17, с. 23].

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнева и т.д.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Во-первых, сказка всегда служила средством встречи е слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только “волшебным зеркалом” реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В целом, ситуация развода в семье относится, без сомнения, к одной из самых психотравмирующих в жизни детей и использование разнообразных методов, описанных выше помогает нивелировать негативные проявления у ребенка.

Развод родителей является главным негативным событием в жизни ребенка , причиной неуверенности и травмирующих переживаний.

Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившеся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

Развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды; родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода, и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму; родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей; необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще; родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., М., Харьков. Минск. – 1999.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., Изд. Просвещение. – 2003, 207 с.

3. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности. // Вопросы психологии. – 1992. — №3. — С.105. -124 с.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций — М.: Изд-во МГУ, 1994.

5. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.

6. Вологодина Н. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина; Н.Г. Вологодина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 224 с.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: “КСП”, 1996 с.

8. Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Социальные последствия развода.

9. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Изд-во: Владос, 2001, 96 с.

10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., Мысль. – 1987. 351 с.