Законы

Протокол об административном правонарушении ст 204

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарии к ст. 204 АПК РФ

1. Законодатель определяет исчерпывающие требования, предъявляемые к заявлению о привлечении к административной ответственности участника экономической деятельности, виновного в совершении административного правонарушения.

Оно подается в арбитражный суд в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом либо его представителем на основании надлежащим образом оформленной доверенности. Заявление может быть подано посредством заполнения формы на официальном сайте арбитражного суда в глобальной сети Интернет.

В подаваемом заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, наименование заявителя, его местонахождение, номер телефона, факса, адрес электронной почты, а также наименование лица, привлекаемого к административной ответственности, его место нахождения (жительства), имеющиеся сведения о контактах для экстренной связи.

Заявление содержит перечень прилагаемых к нему документов, доказательства направления лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии заявления со всеми отсутствующими у того приложениями заказной корреспонденции с уведомлением о ее вручении.

В заявлении, кроме того, в обязательном порядке указываются дата и место совершения административного правонарушения, должность и фамилия с инициалами должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, дополнительные сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности (если они имеют значение для квалификации правонарушения и определения степени ответственности, например, об инвалидности), квалификация административного правонарушения при составлении о нем протокола, требование административного органа о привлечении виновного лица к административной ответственности на основании действующего закона.

Вид административной ответственности и мера наказания определяются арбитражным судом как уполномоченным на то государственным органом, поэтому отсутствие достаточной информации по этому поводу в заявлении административного органа не порождает ущербности указанного документа .

Пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Если в заявлении административного органа содержится ошибочная правовая квалификация совершенного административного правонарушения, то арбитражный суд применяет правильную квалификацию при наличии в протоколе об административном правонарушении достаточных сведений о событии правонарушения и подтверждающих эту квалификацию доказательств.

Если правомерное изменение арбитражным судом квалификации административного правонарушения порождает неподведомственность ему дела об административном правонарушении, то производство по нему прекращается, заявление и прилагаемые документы возвращаются в адрес административного органа.

Вышеперечисленные сведения в обязательном порядке указываются, несмотря на их наличие в протоколе о совершенном правонарушении. Последний часто составляется собственноручно, имеет неразборчивые записи, препятствующие или создающие помехи судопроизводству в арбитражном суде.

Направление административным органом в арбитражный суд вместо заявления протокола об административном правонарушении влечет его возврат. Применение института оставления без движения здесь неуместно по причине отсутствия заявления как такового и короткого срока, установленного законодателем для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

2. Приложение к заявлению, подаваемому в арбитражный суд, является многослойным. Во-первых, оно отражает перечень приложенных к нему документов, включая протокол об административном правонарушении. Во-вторых, протокол об административном правонарушении имеет собственные приложения, включая доказательства направления его копии в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, получения копии протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, либо вручения ему копии протокола.

Протокол об административном правонарушении является основным документом, фиксирующим событие правонарушения и добытые доказательства, поэтому его форма и содержание определяются законом (ст. 28.2 КоАП).

К протоколу могут быть приложены зафиксированные показания технических средств, протоколы изъятия образцов и проб, протоколы осмотра транспортных средств, протоколы осмотра помещений и документов, иные документы, фиксирующие информацию, необходимую для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Запись на стене

Елена Прядко: Как не потерять имущество при пересечении линии соприкосновения

Поводом для написания этого блога послужило обращение за правовой помощью одного дончанина, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, а материалы были переданы в суд за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 204-3 ч.1 КоАП (Нарушение порядка перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции).

Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП) был дополнен ст. 204-3 Законом Украины от 17.07.2015 р. N 649-VIII. Самое страшное, что санкцией этой статьи предусмотрена конфискация товара.

Разбираясь в его деле, мы установили, что сейчас в реестре судебных решений тысячи постановлений, когда привлекают к ответственности за нарушение порядка перемещения товаров в район или из района проведения Антитеррористической операции (далее – зоны АТО), установленное ст. 204-3 КоАП.

В своих постановлениях суды ссылаются в том числе на п. 9 Постановления Кабинета министров Украины от 01.03.2017 № 99 «Об утверждении Порядка перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции», согласно которому, физические лица осуществляют перемещение товаров в ручной клади и / или сопровождаемом багаже автомобильным транспортом по перечню и объемам (стоимость, вес, количество), которые утверждаются Министерством по вопросам временно оккупированных территорий (МинВОТ).

Для того, чтобы не лишиться своего имущества, помните, что при пересечении линии разграничения можно перевозить товары, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 10 тыс. грн и суммарный вес которых не превышает 75 кг на одного человека (п. 4 Приказа МинВОТ от 24.03.2017 № 39 «Об утверждении Перечня и объемов товаров, разрешенных для перемещения к / с гуманитарно-логистических центров и через линию соприкосновения»).

Таким образом, если эта норма нарушена по весу или стоимости, вас могут привлечь к ответственности, не только наложив штраф, но и конфисковав товар.

Что же нужно делать, чтобы не попасть в эту ситуацию?

Во-первых, иметь с собой документы, подтверждающие стоимость товара. Это очень важно. Привожу цитату из одного решения суда: «Поскольку в протоколе об административном правонарушении ничем не подтверждена стоимость товара на сумму, превышающую 10 тыс. грн, а в суд предоставлена соответствующая накладная о стоимости товаров, не превышает установленного эквивалента, то административное производство в отношении ЛИЦА_1 подлежит закрытию».

Во-вторых, если вы путешествуете не один, разложите товар так, чтобы на каждого человека было товара не более, чем на сумму в 10 тыс. грн.

В-третьих, физические лица, следующие через линию соприкосновения с неконтролируемой территории к гуманитарно-логистическим центрам (расположены на территории КПВВ), имеют право перемещать личные вещи в соответствии с Перечнем, который установлен Приказом № 39. Если вы везете товар для личного использования, везде, где только можно, уберите признаки «новизны» товара, ценники и т.п., чтобы можно было утверждать, что это личные вещи.

В случае, если на вас составляют протокол об административном правонарушении:

1. Успокойтесь.
2. Всегда имейте у себя под рукой номер телефона адвоката. Когда составляются административные материалы, каждый имеет право на правовую помощь. Отказать в использовании этого права вам не могут. 3. Если все же отказали – зафиксируете отказ, например, впишите в протокол, что вам отказали в получении правовой помощи. Такая запись даст дополнительные шансы избежать ответственности в суде.
Если вы считаете, что вы не совершили административного правонарушения, прямо пишите в протоколе, что вы не согласны, фразу «пояснения на отдельном листе прилагаются к протоколу». Места в протоколе недостаточно, чтобы написать пояснения, поэтому используйте данные вам права, в том числе право давать пояснения.
4. Обязательно впишите в протокол или в пояснения к нему (если выполнен п. 3 и вы указали, что прилагаете пояснения на отдельном листе), что это имущество третьего лица. Это позволит в будущем избежать конфискации в суде. Конечно, если вы сможете это доказать. Так, в постановлении от 26 мая 2017 судья Новоайдарского районного суда Луганской области пришел к выводу, что: «оснований для конфискации обнаруженных в ЛИЦО_1 товарно-материальных ценностей не усматривается, учитывая положения ст. 29 Кодекса Украины об административных правонарушениях, поскольку указанные товарно-материальные ценности не являются собственностью ЛИЦО_1».
5. Не оставляйте незаполненных полей в протоколе, собственноручно ставьте прочерки, чтобы в будущем в протокол не вписали не существующих свидетелей, или иную информацию.
6. Ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь на уговоры и не вписывайте завышенную стоимость товара.
7. Требуйте копию протокола. Они обязаны ее предоставить.
8. После передачи материалов в суд, защищайтесь. Лучше с помощью профессионала. Если на этапе составления административных материалов будут выполнены рекомендации, будет намного больше шансов избежать ответственности, поскольку адвокат проверит, насколько административные материалы соответствуют требованиям закона, не составлен ли протокол об административном правонарушении в отношении составлен с нарушением требований ст. 256 КоАП, законно ли была определена стоимость товара, не были ли допущены другие нарушения.

Елена Прядко, руководитель адвокатского бюро Елены Прядко, соучредитель Общественной организации «Национальная платформа «Женщины за Мир»»

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 204 АПК РФ

1. Согласно ч. 2 ст. 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается в арбитражных судах на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данное заявление должно отвечать требованиям, предусмотренным коммент. статьей.

2. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 коммент. статьи, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 коммент. статьи, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

3. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

4. При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

5. При поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

6. В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

7. Содержащиеся в заявлении фактические обстоятельства совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, должны быть четко изложены, причем квалификация административного правонарушения по конкретной статье (части) КоАП РФ должна вытекать из указанных обстоятельств. Неконкретность содержания заявления, расплывчатое, нечеткое изложение даты, места и иных обстоятельств административного правонарушения нарушают предусмотренное ч. 2 ст. 45 Конституции РФ право каждого на защиту.

8. В заявлении о привлечении к административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений обстоятельства, перечисленные в ч. 2 п. 1 коммент. статьи, должны быть изложены применительно к каждому правонарушению.

9. Помимо характера совершенного лицом административного правонарушения и личности виновного рекомендуется также отражать в заявлении имущественное положение лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

10. Обстоятельства совершенного лицом административного правонарушения должны излагаться путем употребления всем понятных выражений. Недопустимо в заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, употреблять неточные формулировки, использовать непринятые сокращения и слова, неприемлемые в официальных документах, а также загромождать заявление описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Приводимые в анализируемом процессуальном документе специальные термины, а также не всем понятные выражения должны быть разъяснены.

11. Закон не указывает на обязательность изложения в заявлении о привлечении к административной ответственности доказательств, обосновывающих совершение лицом административного правонарушения. Необходимо и достаточно изложить сведения о фактических обстоятельствах деяния, поскольку они устанавливаются прилагаемыми к заявлению или истребуемыми затем арбитражным судом доказательствами, и дать произошедшему административно-правовую оценку.

12. В заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должны быть четко изложены обстоятельства, перечисленные в коммент. статье.

13. Когда в арбитражный суд заявление подается прокурором, который возбудил дело об административном правонарушении, вместо протокола к заявлению прилагается постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

14. См. также комментарий к ст. ст. 122, 123, 125, 189, 203 АПК РФ.

Арбитражный суд Курской области

РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявлений и материалов, передаваемых в арбитражный суд по делам о привлечении лиц к административной ответственности

Заявления в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подаются органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом (ст.28.3 КоАП РФ) составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – административными органами) в соответствии с нормами параграфа 1 главы 25 АПК РФ.

В силу ч.1 ст.202, ст.27, п.3 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражным судом рассматриваются только дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом (ст.23.1 КоАП РФ) к подведомственности арбитражных судов.

Абзацами 3 и 4 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ предусмотрено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, 14.50, 14.43 — 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями; судьи арбитражных судов рассматривают также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ.

Правила территориальной подсудности установлены ст.203 АПК РФ, согласно которой заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Статьей 204 АПК РФ установлены требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно быть подписано должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, либо руководителем органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях (административного органа). От имени административного органа в суд заявление вправе направить представитель, наделенный надлежаще оформленной доверенностью, содержащей полномочие лица предъявлять заявления в арбитражный суд (ст.ст.61-63 АПК РФ).

Заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в порядке, предусмотренном главой 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.

В заявлении о привлечении лица к административной ответственности должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • наименование заявителя, его место нахождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.1 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • необходимые для указания в резолютивной части решения сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (для юридического лица – в соответствии с сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ: полное наименование, место нахождения, сведения о регистрации в качестве юридического лица (ОГРН), для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства, сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ОРГНИП) (п.3 ч.1 ст.204, п.1 ч.3 ст.206 АПК РФ).
  • нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.4 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • требование заявителя о привлечении к административной ответственности (п.5 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • в случае, когда санкция за правонарушение предусматривает штраф – реквизиты для перечисления штрафа (наименование получателя платежа, номер расчетного счета и организацию, в которой открыт счет, БИК, ИНН и КПП получателя платежа, код бюджетной классификации платежа, ОКАТО получателя платежа); в случае, если в ходе производства по делу об административном правонарушении производилось изъятие объектов правонарушения и санкция предусматривает возможность применения конфискации – сведения о местонахождении изъятых объектов;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов (п.10 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ).

К заявлению о привлечении лица к административной ответственности прилагаются следующие документы:

1) документы, подтверждающие наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения (событие правонарушения, совершение правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его вину) (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.ст.26.2-26.10 КоАП РФ):

1.1: подлинный протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.28.2 КоАП РФ);

1.2: объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, либо документ, подтверждающий отказ лица, привлекаемого к административной ответственности, от дачи объяснений; такое объяснение или отметка об отказе от дачи объяснений может содержаться в тексте протокола об административном правонарушении (ст.26.3 КоАП РФ);

1.3: другие документы, подтверждающие факт совершения правонарушения и вину лица в его совершении (акты проверок; протоколы осмотра, изъятия; заверенные копии первичных документов, исследованных в ходе административного производства; заключения экспертов; документальные результаты исполнения поручений, запросов, определений административного органа об истребовании сведений; протоколы допроса свидетелей; другие доказательства);

2) документы, подтверждающие необходимые сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности:

2.1: в отношении юридического лица – актуальная выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о полном наименовании, месте нахождения, ОГРН и дате регистрации в качестве юридического лица, о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

2.2: в отношении индивидуального предпринимателя – актуальная выписка из ЕГРИП, содержащая сведения и Ф.И.О. лица, дате и месте его рождения, месте жительства, наличии действующего статуса индивидуального предпринимателя и дате его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП; копии страниц паспорта лица, привлекаемого к административной ответственности, с установочными данными лица и данными о его регистрации по месту жительства);

3) документы, подтверждающие соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности:

3.1: документы, подтверждающие полномочия лиц, участвовавших в проведении проверки и выполнении действий по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, лиц, составивших протокол об административном правонарушении и подписавших заявление о привлечении к административной ответственности;

3.2: документы, подтверждающие обеспечение лицу, привлекаемому к административной ответственности, права на участие в производстве по делу об административном правонарушении и на защиту (документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о проверке, направление (вручение) лицу, привлекаемому к административной ответственности, акта проверки (при его наличии); уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, доказательства направления (вручения) лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии протокола; сопроводительные письма, реестры исходящей корреспонденции и уведомления о вручении);

3.3: документы, подтверждающие наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (п.4 ст.26.1, ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ); наличие (отсутствие) малозначительности совершенного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ); отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п.6 ст.26.1, ст.24.5 КоАП РФ); характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением (п.5 ст.26.1 КоАП РФ); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п.7 ст.26.1 КоАП РФ).

4) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления и приложенных к нему документов лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204, ч.3 ст.125 АПК РФ).

В случае несоответствия заявления требованиям, установленным частью 1 статьи 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в части 2 статьи 204 АПК РФ, суд, руководствуясь статьей 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления о привлечении лица к административной ответственности суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде (п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Обращаем внимание на необходимость направления заявлений и привлечении лиц к административной ответственности в арбитражный суд с расчетом, чтобы при рассмотрении дела судом с соблюдением требований ч.1 ст.121 АПК РФ о заблаговременном извещении лиц, участвующих в деле, не менее чем за 15 рабочих дней, а также о процессуальном сроке подготовки и рассмотрения дела (2 месяца с возможностью продления на 1 месяц, ч.1 ст.205 АПК РФ), не истекли предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения лиц к административной ответственности.

В целях обеспечения оперативного уведомления рекомендуем указывать номера контактных телефонов, факсов, адреса электронной почты лица, привлекаемого к административной ответственности, и заявителя, а также исполнителя заявления.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в порядке упрощенного производства:

В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, либо если помимо административного штрафа, размер которого не превышает 100 000 рублей, в качестве административного наказания за совершение административного правонарушения установлено (назначено) также предупреждение (п.3 ч.1 ст.227 АПК РФ, ст.ст.3.2, 3.4 КоАП РФ, п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 65 от 08.10.2012 г.).

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ; при рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются также особенности, установленные параграфом 1 главы 25 АПК РФ (ч.1 ст.226 АПК РФ).

Заявление о привлечении лица к ответственности, поданное в порядке упрощенного производства, и прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в арбитражный суд на бумажном носителе либо в электронном виде (п.1 ст.228 АПК РФ). Заявление с приложенными документами размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Обращаем внимание, что в силу норм ч.2 ст.204 АПК РФ, 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подлежит представлению в суд в подлиннике (представление заявления с копией протокола в электронном виде с последующим представлением подлинного протокола в суд не противоречит нормам АПК РФ и КоАП РФ).

Суд, приняв заявление к рассмотрению в упрощенном порядке, в определении о принятии устанавливает сторонам срок для представления заявления дополнительных доказательств, а лицом, привлекаемым к административной ответственности, — отзыва на заявление и обосновывающих отзыв доказательств; указанный срок не может составлять мене чем 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде (ч.2 ст.228 АПК РФ).

Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем 30 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства (ч.3 ст.228 АПК РФ). Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом 15-дневный срок.

Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд (ч.4 ст.228 АПК РФ).

Если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение (ч.4 ст.228 АПК РФ).

После истечения сроков, установленных судом для представления доказательств (30 дней или более), судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без проведения заседания по делу и без вызова сторон (п.5 ст.228 АПК РФ), на основании исследования изложенных в представленных сторонами документах объяснений, возражений и (или) доводов лиц, участвующих в деле, и представленных в течение указанных сроков доказательств.

При обращении в суд с заявлениями о привлечении лиц к административной ответственности в порядке упрощенного производства, при отсутствии спора между административным органом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, целесообразно административному органу отбирать от лица, привлекаемого к административной ответственности, заявление о признании факта правонарушения и вины в его совершении и отсутствии возражений по существу рассматриваемого в суде требования о привлечении к административной ответственности, а также об имеющихся у лица ходатайствах (например, об учете в качестве смягчающих обстоятельств иных, не предусмотренных ст.4.2 КоАП РФ, обстоятельств).

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению (ч.2 ст.229 АПК РФ), вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (ч.2 ст.229 АПК РФ).

Такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (ч.3 ст.229 АПК РФ).

В отношении кассационного обжалования п.24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 62 от 08.10.2012 г. установлено, что решения по делам о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, составляет от 5 000 до 100 000 рублей и если такие решения являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Кодекса. При этом положения части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 АПК РФ не применяются.

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

СТ 204 АПК РФ

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 204 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 4 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд реализуется в определенных формах. При этом в ч. 4 ст. 4 АПК РФ предусмотрено, что по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, формой обращения в арбитражный суд является заявление заинтересованных лиц.

Указанное правило распространяется и на обращения в арбитражный суд по делам о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В ч. 1 ст. 204 АПК РФ устанавливаются требования к заявлению о привлечении к административной ответственности, в том числе требования, обязательные и для других обращений, в частности для искового заявления. Так, заявление о привлечении к административной ответственности должно быть подано в письменной форме и подписано заявителем, в данном случае должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 125).

В заявлении должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который заявление подается, наименование заявителя — административного органа, его место нахождения (пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 125 Кодекса).

В числе обязательных требований к заявлению ч. 1 ст. 204 АПК РФ называет указания на дату и место совершения административного правонарушения, наименование должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, наименование лица, в отношении которого составлен протокол, нормы закона, предусматривающие соответствующую административную ответственность и требование о привлечении к ответственности (п. 1 — 5 ч. 1 ст. 204 Кодекса).

Кроме того, комментируемое положение ст. 204 требует, чтобы в заявлении был указан перечень документов, прилагаемых к заявлению (п. 10 ч. 2 ст. 125 Кодекса).

При этом копии заявления и прилагаемых к нему документов должны быть направлены лицу, в отношении которого заявляется требование о привлечении к административной ответственности, заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 Кодекса).

2. Часть 2 ст. 204 АПК РФ требует обязательного приложения к заявлению протокола об административном правонарушении и прилагаемых к протоколу документов, а также документа, подтверждающего направление копии заявления тому лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

3. Соблюдение требований, предъявляемых к заявлению о привлечении к административной ответственности, является обязательным условием для принятия заявления к производству арбитражного суда и возбуждения производства по делу.

Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня его поступления в арбитражный суд в соответствии со ст. 127 АПК РФ.

В случае нарушения требований, предъявляемых к форме и содержанию заявления, оно может быть оставлено без движения по правилам ст. 128 АПК РФ, а при наличии оснований, предусмотренных в ст. 129 АПК РФ, может быть возвращено.

При этом важно иметь в виду, что сроки, устанавливаемые судьей для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, должны быть очень короткими, поскольку общий срок рассмотрения дела установлен в ст. 205 АПК РФ в 15 дней.

Учитывая такие короткие сроки, суду следует использовать более оперативные возможности для извещения лиц, участвующих в деле, о процессуальных действиях, совершаемых в связи с заявлением о привлечении к административной ответственности (см. комментарий к гл. 12 АПК РФ).