Ваши вопросы

П 2 ст 120 гк рф

Энциклопедия судебной практики. Основные положения об учреждениях (Ст. 123.21 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Основные положения об учреждениях
(Ст. 123.21 ГК)

1. Законодательством установлена возможность возникновения права собственности РФ на приобретенное федеральным бюджетным учреждением за счет внебюджетных источников имущество, поступающее учреждению на праве оперативного управления

Судебной коллегией отмечено, что в настоящее время нормами действующего законодательства (статья 123.21 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») предусмотрено возникновение права собственности Российской Федерации на приобретенное федеральным бюджетным учреждением за счет внебюджетных источников имущество, поступающее учреждению на праве оперативного управления.

2. Положения п. 3 ст. 123.21 ГК РФ в полной мере применимы только к казенным и частным учреждениям

Принцип ответственности юридического лица по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом закреплен в качестве общего правила (пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако данная норма в полной мере относится только к казенным и частным учреждениям.

3. Преобразование муниципального казенного предприятия в бюджетное учреждение не может лишить кредитора возможности привлечения собственника к субсидиарной ответственности

Факт универсального правопреемства, в результате которого муниципальное казенное предприятие было преобразовано в бюджетное учреждение, не может лишить кредитора возможности привлечения собственника к субсидиарной ответственности.

4. Предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества казенного предприятия возможно только в случае отсутствия реальной возможности взыскать долг с основного должника

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность только в случае недостаточности денежных средств у такого учреждения, в связи с чем предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только, если не имеется реальной возможности взыскания присужденной суммы с должника.

5. Несмотря на признание утратившей силу ст. 120 ГК РФ и вступление в действие ст. 123.21 ГК РФ, в отношении обязательств государственного казенного учреждения по-прежнему сохранилась субсидиарная ответственность собственника его имущества

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации утратила силу, вместе с тем в силу статей 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции в отношении обязательств государственного казенного учреждения сохранилась субсидиарная ответственность собственника его имущества.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

П 2 ст 120 гк рф

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

1. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

1. Учреждение является некоммерческой организацией со специальной правоспособностью, правовой статус которой определяется (1) уставом либо общим положением об организациях этого вида и (2) решением собственника о создании (которое, впрочем, не признается учредительным документом — см. ст. 52 ГК). Законодательство устанавливает особенности правового статуса отдельных видов учреждений — государственных, благотворительных, общественных, образовательных, музеев, библиотек, и т. д., который определяется не только федеральным законом, но и иными правовыми актами (п. 3 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

В случаях, установленных учредительными документами, учреждение вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе предпринимательской деятельностью. В любом случае такая деятельность должна соответствовать определенным в учредительных документах целям. Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности, являются недействительными.

2. Учредителями (собственниками имущества учреждения) по общему правилу могут выступать любые субъекты гражданского права. Закон содержит ряд исключений из этого правила. Так, собственником имущества (учредителем) благотворительного учреждения может быть только другая благотворительная организация (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности). Учредителями общественного учреждения могут быть только граждане и юридические лица — общественные организации.

3. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что учреждение может быть создано на базе имущества как одного, так и нескольких собственников (соучредителей). Во втором случае закрепляемое за учреждением имущество должно принадлежать этим лицам на праве общей собственности. При этом исключается ситуация, когда право собственности на отдельные объекты, входящие в состав имущества учреждения, принадлежат разным лицам. Отношения между соучредителями учреждения должны подчиняться правилам об общей долевой собственности. В случае же создания учреждения супругами отношения между соучредителями подчиняются правилам об общей совместной собственности.

Собственник учреждения может передать имущество учреждения в собственность третьим лицам, к которым переходят и соответствующие права и обязанности собственника как учредителя.

4. Переданное собственником и приобретенное за счет предоставленных собственником средств имущество учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Плоды и доходы от имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (например, доходы от сдачи в аренду закрепленного за учреждением имущества), также поступают в оперативное управление учреждения.

В то же время приобретенное за счет собственных доходов учреждения имущество (ст. 298 ГК) находится в свободном распоряжении учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое «свободного распоряжение» является особым видом права оперативного управления и не должно отождествляться как с правом собственности, так и с правом хозяйственного ведения. Доходы и приобретенное на эти доходы имущество, учитываемые на отдельном балансе, не могут быть изъяты у учреждений по решениям собственника, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению (п. 10 постановления Пленума ВАС N 8).

Следует признать не соответствующими ГК и, таким образом, не подлежащими применению, положения абз. 3 ст. 35 Закона об общественных объединениях; ст. 39 Закона об образовании и ст. 27 Закона о высшем образовании, которые предусматривают возможность наделения учреждений имуществом на праве собственности.

Закон не решает вопрос о режиме имущества, приобретенного учреждением по иным основаниям, в частности приобретательной давности, создания, получения в дар от третьих лиц и т. п. Права учреждения на такое имущество должны определяться учредительными документами, а при отсутствии в них таких положений — по аналогии закона, исходя из всей совокупности обстоятельств приобретения имущества (см. также коммент. к ст. 294-298 ГК).

5. По общему правилу при осуществлении учреждением сделки с имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, стороной сделки выступает не само учреждение, а собственник его имущества. Например, стороной договора аренды имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления, выступают государственные органы. Однако эта норма не является императивной (п. 1 ст. 296 ГК). В случаях, предусмотренных законодательством, учредительными документами, решениями собственника, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом. Так, высшее учебное заведение вправе самостоятельно сдавать в аренду закрепленное за ним имущество (п. 4 ст. 27 Закона о высшем образовании); аналогичные полномочия предоставлены учреждениям науки (п. 5 ст. 6 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137). Если право государственного учреждения на распоряжение имуществом от своего имени обусловлено согласием собственника, то при совершении сделки обязательно проведение оценки такого имущества (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая, что право оперативного управления является вещным, следует признать, что оно не распространяется на информацию; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; деловую репутацию. Учреждение самостоятельно реализует правомочия правообладателя и осуществляет защиту прав на указанные объекты.

В силу специальной правоспособности учреждения сделки по распоряжению любым его имуществом, в том числе самостоятельно полученным, а также имущественными правами должны соответствовать целям и задачам его деятельности.

6. Как правило, руководство текущей деятельностью учреждения осуществляет исполнительный орган. В то же время учредительные документы могут предусматривать создание и определять компетенцию иных органов, включая коллегиальные, или устанавливать, что все или часть функций по управлению осуществляются непосредственно собственником. Так, Закон об общественных организациях допускает возможность создания коллегиального выборного органа, компетентного определять содержание деятельности общественного учреждения, а также распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Следует учитывать, что по смыслу закона компетенция собственника аналогична компетенции высшего органа управления (ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Некоторые положения данного Закона прямо указывают на решения, которые могут быть приняты исключительно собственником (напр., преобразование в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество — п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

7. Учреждение может участвовать в иных коммерческих и некоммерческих организациях, в частности создавать иные учреждения. Исключением является запрет на участие в полных товариществах и участие в качестве полных товарищей в товариществах на вере. Участие в хозяйственных обществах во всех случаях требует согласия собственника (п. 4 ст. 66 ГК), в том числе и тогда, когда вкладом учреждения являются доходы от его самостоятельной хозяйственной деятельности. Участие в иных организациях требует согласия собственника в случае, если в качестве вклада вносится имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления либо участие предполагает возможность выбытия такого имущества (например, ответственность по обязательствам создаваемой организации).

8. Учреждение отвечает по своим обязательствам (независимо от оснований возникновения) всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами, включая денежные средства полученные от хозяйственной деятельности и по иным основаниям (пожертвования, дар третьих лиц) (см., напр., постановление Президиума ВАС от 24 ноября 1998 г. N 4268/98; постановление Президиума ВАС от 25 августа 1998 г. N 1551/98 // Вестник ВАС. 1998. N 11) Речь идет именно об имеющихся в наличии (на счетах и в кассе) средствах без учета возможных будущих поступлений. Буквальное толкование ГК позволяет сделать вывод, что от взыскания забронировано все имущество учреждения, в том числе принадлежащее учреждению на праве свободного распоряжения. Однако судебная практика в последнее время идет по иному пути (например, постановление Президиума ВАС от 23 мая 2000 г. N 4940/99 // Вестник ВАС. 2000. N 8; постановление Президиума ВАС от 7 декабря 1999 г. N 4488/99 // Вестник ВАС. 2000. N 2). По-видимому, такой подход, если он вообще допустим, должен быть ограничен случаями, когда соответствующие требования кредиторов возникают в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности учреждения.

9. Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения денежных средств. Применительно к бюджетным учреждениям согласно ч. 10 ст. 158 БК от имени собственника по таким требованиям отвечает соответствующий главный распорядитель средств бюджета (на федеральном уровне таковыми, как правило, выступают органы государственной власти Российской Федерации, а субъектах РФ и муниципальных образованиях — также и иные бюджетные учреждения), в ведении которого находится соответствующее учреждение. Перечень распорядителей средств федерального бюджета определен ст. 12 и приложением 9 к ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3338), а также в ведомственной классификации расходов федерального бюджета — см. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ N 127н от 11 декабря 2002 г. // Финансовая газета. 2003. N 23).

Применительно к самофинансируемым учреждениям ответственность может быть возложена на указанный в учредительных документах отраслевой орган управления, в ведении которого находится организация-должник (т. е. на учредителя) (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2002 г. N КГ-А40/2883-02).

По смыслу п. 10 ст. 158 БК взыскание по обязательствам подведомственных учреждений может быть обращено только на средства, выделенные главному распорядителю в пределах соответствующих лимитов (т. е. определенных ему бюджетных ассигнований).

В остальных случаях, в частности при: 1) недостаточности выделенных соответствующим органам лимитов; 2) ликвидации соответствующего отраслевого органа управления (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 8 мая 2002 г. N КГ-А40/2676-02), требования о взыскании средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам государственных и муниципальных учреждений следует предъявлять непосредственно к соответствующему публично-правовому образованию, от имени которого в суде выступают, как правило, высшие органы исполнительной власти (администрация, правительство) или финансовые органы в пределах своей компетенции.

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143 утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 959). Однако указанный акт не является основанием для отказа в иске о привлечении собственника к субсидиарной ответственности (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 19 июля 2001 г. N КГ-А40/3667-01).

10. Невыделение собственником имущества учреждения, денежных средств в объеме, необходимом для исполнения учреждением обязательств по договорам, суды не редко признают обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждений в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, и на этом основании освобождают их от ответственности, в частности от взыскания процентов (Письмо ВАС от 9 января 1997 г. N С1-3/ОП-10). В то же время объем ответственности собственника (субсидиарного должника) не может превышать размер ответственности учреждения (постановление Президиума ВАС от 4 февраля 1997 г. N 4944/96 // Вестник ВАС. 1997. N 5). Данная позиция судебной практики не бесспорна. В результате кредиторы учреждения оказываются, по существу, лишенными возможности взыскать проценты в случае просрочки платежа из-за недофинансирования учреждения. Представляется, что в такой ситуации проценты за время задержки платежа могут быть взысканы с собственника учреждения.

11. К отдельным видам учреждений, особенности правового положения которых регулируются специальными правовыми актами, относятся, в частности, благотворительные учреждения (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности), общественные учреждения (ст. 6 Закона об общественных объединениях), образовательные учреждения (ст. 47 Закона об образовании).

К иным правовым актам, упомянутым в п. 3 комм. ст., можно отнести общие положения об учреждениях отдельных видов, напр., Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.); Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утв. постановлением Правительства РФ N 650 от 5 июня 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 864); Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ N 160 от 3 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034.), и др.

12. Весьма специфично положение учреждений, которые полностью или частично финансируются за счет бюджета («бюджетные учреждения»). Особенности правового положения этих организаций определяются в первую очередь БК, который устанавливает ряд серьезных ограничений в отношении их правоспособности и имущественных прав. Бюджетные учреждения не имеют права производить заимствования у кредитных организаций и других физических и юридических лиц (ст. 118 БК). Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 установленных федеральным законом МРОТ осуществляются учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, которые должны быть предусмотрены в расходах соответствующего бюджета и размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 71, 72 БК). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, являются ничтожными.

Бюджетные средства могут быть изъяты у учреждений — получателей средств федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных БК (в частности, в связи с использованием бюджетных средств не по целевому назначению).

Признавая за бюджетным учреждением право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников (ч. 6 ст. 161 БК), закон в то же время исключает из состава таких средств доходы, полученные от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (а не на отдельном балансе, как это предусмотрено ст. 298 ГК) и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (ст. 42 БК). Таким образом, бюджетные учреждения, по сути, лишены права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

13. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого учреждения, включая имущественные права, а также имущество, принадлежащее учреждению на праве самостоятельного распоряжения, по общему правилу передается его собственнику (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Закон и иные правовые акты могут определять иные правила (например, направление имущества на цели, предусмотренные уставом, — ст. 26 Закона об общественных объединениях). Исключения могут быть установлены и учредительными документами учреждения (уставом, положением об организациях этого вида, решением собственника о создании учреждения).

Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

§ 5. Некоммерческие организации

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

П 2 ст 120 гк рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 120 Семейного кодекса РФ

Статья 120 СК РФ. Прекращение алиментных обязательств

1. Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением.

2. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается:

по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия;

при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;

при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов;

при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга — получателя алиментов в новый брак;

смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.

Вернуться к оглавлению документа : Семейный кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 120 СК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017 года:

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» содержатся следующие разъяснения:

Когда выплата алиментов при усыновлении ребенка прекращается, а когда нет?

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 120 СК РФ выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты.

Если на момент вступления в законную силу решения суда об усыновлении у родителя усыновленного ребенка, обязанного уплачивать алименты, имеется задолженность по алиментам, вопрос об освобождении от уплаты задолженности или об уменьшении задолженности разрешается судом по иску указанного родителя с учетом положений пункта 2 статьи 114 СК РФ.

Судам следует иметь в виду, что решение суда об усыновлении не освобождает родителя усыновленного ребенка, с которого в судебном порядке взыскивались алименты на данного ребенка, от дальнейшей их уплаты, если при усыновлении ребенка за этим родителем в соответствии с пунктом 3 статьи 137 СК РФ были сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В указанном случае все вопросы, связанные с изменением размера взыскиваемых алиментов, освобождением от их уплаты, а также от уплаты задолженности по алиментам, должны рассматриваться судом в порядке искового производства по заявлению заинтересованных лиц.

Прекращение исполнительного производства по взысканию алиментов при наличии задолженности по алиментам незаконно

В Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года включен ответ на вопрос:

«подлежит ли прекращению исполнительное производство по делу о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка … если имеется задолженность по выплате алиментов на ребенка, достигшего к этому моменту совершеннолетия или полной дееспособности?«

..исполнительное производство прекращается судом в случае, если для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности.

Из содержания п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ следует, что взыскание алиментов в судебном порядке прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Таким образом, при наступлении условий, предусмотренных указанной нормой Семейного кодекса РФ, взыскание алиментов не производится.

Вместе с тем исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа. Следовательно, прекращение исполнительного производства по выплате алиментов при наступлении условий, определенных в п. 2 ст. 120 Семейного кодекса Российской Федерации, но при наличии задолженности неправомерно.

Рекомендуемые публикации на logos-pravo.ru:

» О взыскании задолженности по алиментам после смерти алиментоплательщика и принятии наследства его наследниками когда отсутствуют сведения об имуществе наследодателя»

Разъяснения утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ:

Ранее, в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», ныне утратившем силу , указывалось следующее:

Супруг на государственном или частном обеспечении – освобождение от уплаты алиментов

«Помещение супруга, получающего алименты от другого супруга, в дом инвалидов на государственное обеспечение либо передача его на обеспечение (попечение) общественной или других организаций либо частных лиц (например, в случае заключения договора купли-продажи дома (квартиры) с условием пожизненного содержания), может явиться основанием для освобождения плательщика алиментов от их уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы (особый уход, лечение, питание и т.п.), поскольку в силу п. 2 ст. 120 СК РФ право супруга на получение содержания утрачивается, если отпали условия, являющиеся, согласно ст. 89 СК РФ, основанием для получения содержания… Суд в соответствии с п. 1 ст. 119 СК РФ вправе также снизить размер алиментов, выплачиваемых по ранее вынесенному решению, приняв во внимание характер дополнительных расходов».

Статья 120. Учреждения

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года — Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 120 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определены условия, на которых учреждение может быть создано, а именно: 1) формирование имущества учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого учреждению имущества; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.

2. Учреждение может быть создано любыми собственниками, как юридическими, так и физическими лицами. Наиболее известны государственные учреждения, но учреждения могут быть созданы не только государством, но и муниципальными образованиями, общественными объединениями, религиозными организациями и другими собственниками.

ГК в комментируемой статье устанавливает общие положения об учреждениях. Особенности же создания и деятельности отдельных видов учреждений могут определяться специальным законодательством. Так, например, создание, правовой статус и деятельность общественных учреждений регулируются Законом об общественных объединениях; образовательных учреждений — Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ; религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»; благотворительных учреждений — Законом о благотворительной деятельности.

Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Учреждения общественных объединений создаются собственниками — общественными объединениями. Общественные же учреждения являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.

3. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество (см. ст. ст. 296, 298 ГК). Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество. В то же время в соответствии со ст. 298 ГК если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. См. по данному вопросу коммент. к ст. 298 ГК.

Некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Такую возможность допускает и ст. 35 Закона об общественных объединениях. Данное положение Закона вступает в противоречие с п. 2 ст. 299 ГК (см. коммент. к этой статье).

Если право собственности на учреждение переходит к другому лицу, это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

На основании п. 2 комментируемой статьи учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. Особенность ответственности учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника, создавшего учреждение, т.е. его учредителя. На имущество учреждения может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не останется ни денежных средств, ни другого имущества.

Учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, осуществляет права юридического лица в соответствии со ст. ст. 48, 49 ГК.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Комментарий к Ст. 300 ГК РФ

1. Имущество от государства или муниципального образования может перейти к иным собственникам по различным основаниям: вследствие приватизации государственных или муниципальных предприятий, продажи предприятия как имущественного комплекса на торгах в форме конкурса или аукциона, иных обстоятельств.

Комментируемая статья говорит о сохранении права хозяйственного ведения только в том случае, если приобретателем предприятия является публично-правовое образование: Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, т.е. тогда, когда право собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс переходит от Российской Федерации к субъекту Федерации или муниципальному образованию, либо от субъекта Федерации к Российской Федерации или муниципальному образованию, либо от муниципального образования к Российской Федерации или ее субъекту.

2. В отношении учреждения (в отличие от предприятия) иная ситуация. Имущество учреждения может принадлежать на праве собственности не только публичным образованиям, поскольку, как определено в ст. 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Значит, и право собственности на имущество учреждения может перейти в том числе от физического лица к Российской Федерации.

Однако в случае, если учредителем учреждения является публично-правовое образование, передача им своих прав учредителя физическому или юридическому лицу, по сути, будет являться приватизацией государственной или муниципальной собственности. Последнее возможно только в соответствии с законодательством о приватизации.