Законы

Нарушение границ земельного участка какая статья

Содержание:

Нарушение границ земельного участка по межевому плану

Здравствуйте. О нарушении границ земельного участка.

В 2012 году нами был приобретен земельный участок с жилым домом (1этаж с мансардой) и фундаментом под гараж. Прежним владельцем участка было проведено межевание, поставлены границы участка и установлены столбы забора. Соседние участки не были размежеваны, границы не требовали согласований. Спустя 2 года мы обнаружили, что капитальный кирпичный забор на нашем участке установлен не правильно, то есть наш сосед перепутал стороны участка и залез на чужую территорию на 1м, причем на чью именно территорию, не понятно. Просто по межевому плану лицевая сторона участка должна быть 17,82м, согласно межевому плану, а она 18,8м по факту. Согласно же первоначальному кадастровому плану участков, ширина нашего участка должна была быть 18,5м, но при межевании это учтено не было. Думаю что и от других соседей он так же немного прирезал себе. В результате наш дом, гараж и другие постройки на участке сделаны им согласно отмеченных им же границ.

Сейчас один из наших соседей планирует делать межевание своего участка. Как мы можем избежать проблем с переносом забора, а соответственно и нарушением расстояния от границ участка до построек на нашем участке?

28 Сентября 2014, 08:54 Ольга, г. Киров

Ответы юристов (13)

Добрый день Ольга!

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (ст. 39 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

При межевании земельного участка Ваш сосед обязан согласовать его границы с Вами.

Таким образом Вы можете проконтролировать этот процесс. В случае ущемления Ваших прав отказаться от согласования путем представления своих возражений о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.

С уважением, Владислав Быков

Уточнение клиента

Владислав, спасибо за ответ. Хотелось бы внести уточнения- наш участок по межевому плану меньше, чем по факту. Когда наш сосед будет проводить межевание своего участка, это станет ясно. И он потребует изменения границ. А как я могу оспорить его межевание, если точно знаю, что мой участок не соответствует моему же межевому плану? Как мне сделать так, чтобы до его межевания изменить свое или определить реальные границы моего участка как законные.

28 Сентября 2014, 09:30

Есть вопрос к юристу?

Соседние участки не были размежеваны, границы не требовали согласований.

При межевании учитываются реальные размеры участка, а не те, которые были в первоначальном кадастровом плане. Существует допустимая погрешность — 0,4 сотки. Если у Вас изначально указаны размеры 17,8 на 18,5 и площадь 3,29 сотки, а после межевания получилось 18,8 на 18,5 и площадь 3,48 сотки, то за пределы допустимой погрешности Вы не вышли, такое «прирезание» — совершенно обычное дело, законом оно допускается, «прирезанные» метры, если на них никто не заявляет своих прав, переходят в собственность после межевания.

Однако в Вашем случае границы по какой-то причине с соседями не согласовывались, хотя такое согласование обязательно. Поэтому указанное выше правило не работает — не выяснено мнение заинтересованных лиц. Непонятно, как кадастровая палата вообще пропустила такой межевой план.

Конечно, при проведении межевания соседом Вы ему просто не согласуете границы, как они должны были быть, сосед вынужден будет обратиться в суд, при этом, полагаю, у него есть все основания к отмене проведенного межевания, т.к. оно с ним не согласовывалось. Следовательно, у соседа выбор — или отменять Ваше межевание, или прирезать себе недостающие метры с другой стороны, если такое возможно, и судиться уже с теми соседями.

Если в кадастровых планах у вас обоих точные координаты участков не были указаны, в случае судебного спора Вы можете ссылаться на то, что бывший собственник увеличил свой участок за счет метров с другой стороны, участок данного соседа не трогал. Правда, в случае иска от вторых соседей «крыть» уже будет нечем.

А почему боитесь нарушения расстояний до построек? Дом еще не зарегистрирован?

Уточнение клиента

Анастасия, спасибо большое за ответ. Но хотелось бы внести уточнения.

Наш участок был размежеван в 2010м году, на тот момент все прилегающие земли являлись не разграниченной государственной собственностью. Поэтому согласования соседей не требовалось, что указано в межевом плане, который получил прежний хозяин участка.

Размеры нашего участка по межевому плану 17,82* 49,45* 19,38* 49,14

Фактические размеры получились 18,8* 48,6* 19,85* 48,6

Если наш сосед сделает межевание, он выяснит, что наш участок по факту больше, чем должен быть в межевом плане. Если после этого он оспорит размеры участка в суде, нам придется переносить забор. Тогда будут нарушены расстояния от забора до построек и он может обязать нас переносить постройки. А это невозможно, тк дом гараж и баня — капитальные.

28 Сентября 2014, 09:58

Из вопроса не совсем понятно, кто, по Вашему мнению, и чьи права нарушил. Либо Вы, когда установили забор, либо сосед, перепутавший стороны? Кроме того, как это перепутал стороны? Хотелось бы выяснить эти вопросы.

Если исходить из того, что Вы построили забор на чужой территории в виду ошибки. Тогда решением проблемы может быть согласование границ земельного участка, в противном случае, сосед может заявить иск и суд обяжет Вас перенести забор в соответствии с границами участка.

Процедура
согласования местоположения границ определена в ст. ст.
39 и 40 Закона N 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. Есть несколько этапов согласования:

Подготовительный, в него включается следующее:

1. Выявить всех, заинтересованных лиц ( ч. 3 ст. 39 Закона
N 221-ФЗ)

2. Определить порядок согласования местоположения границ
участка. Желательно с установлением границ на местности. Такое право выбора у Вас есть (ч. 5 ст. 39 Закона N 221-ФЗ).

3. Кадастровый инженер определяет порядок согласования, а затем доводится информация о проведении собрания (если оно будет проводиться) до всех заинтересованных лиц.

Собственно само согласование. Инженер проводит работы по определению границ, показывает их (границы) на местности, если согласование проводится с установлением границ на местности, заинтересованным лицам.

Заключительный этап. Оформление работ по согласованию. Составляется акт согласования местоположения границ земельного участка, который размещается на оборотной стороне чертежа данного

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при
наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей или, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования
местоположения границ, но и не представили обоснованные возражения в письменной форме. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Следует иметь в виду, что п. 86 Приказа Минэкономразвития России N 412 предусмотрена процедура досудебного
урегулирования спора, путем проведения повторного согласования. После чего, заинтересованное лицо
соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Если таким образом спор не урегулирован, то в соответствии с п. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ неурегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. То есть обращаетесь в суд и суд решит, кто прав, кто виноват и кто что именно обязан сделать. В суде возможно ходатайствовать о проведении судебной экспертизы либо заключение мирового соглашения.

С уважением, С.Сергеев

Уточнение клиента

Сергей, спасибо за ответ.

Получается, что мы нарушили права соседа, точнее не мы, а предыдущий хозяин нашего участка. Но на нем теперь располагаются капитальные постройки, передвинуть которые мы не сможем. Сосед вряд ли согласится на согласование новых границ добровольно. Мне хотелось бы самой быть инициатором нового межевания. Сейчас собственники официально есть у всех участков вокруг нас, но ни одного межевания у них не выполнено.

28 Сентября 2014, 10:05

Ольга, доброе утро.
Так как при межевании, согласование границ является обязательной процедурой, то при межевании Вашего участка она наверняка была проведена. Если сосед по каким-то причинам не высказал своих возражений по поводу границ, значит его все устраивало, и в случае подачи в суд, ему придется обосновать, почему он вдруг передумал.
Если Вы сами хотите сделать все так, как должно быть, то просто вызовите кадастрового инженера, он еще раз все перемеряет и внесет изменения в кадастровый паспорт, а Вы опираясь на новые размеры, поменяете св-во о собственности.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изменениями и дополнениями)
> Глава 4. Кадастровая деятельность

Статья 40. Акт согласования местоположения границ

1. Результат согласования местоположения
границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования
местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

3. Если
надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его
представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством
заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо
не представили свои возражения о местоположении границ в письменной
форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных
участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования
местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану
прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного
настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные
документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

4. Если местоположение соответствующих границ
земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его
представителем и такое лицо или его представитель представили в
письменной форме возражения относительно данного согласования с
обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ
вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в
письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его
неотъемлемой частью.

5. Споры, не урегулированные в результате
согласования местоположения границ, после оформления акта согласования
границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Нарушение соседом границ земельного участка

Сосед по саду ставит свой забор не по границе участка, в полиции отказываются разбираться, что делать?

Ответы юристов (3)

Описанная ситуация это классический земельный соседский спор.

Самый оптимальный вариант обратится в суд.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с Вами земельного участка, в качестве третьих лиц — орган регистрации прав (Росрееср), кадастровую палату и кадастрового инженера, который делал межевание.

Есть вопрос к юристу?

Тогда остается обратиться в суд с требованием о прекращении нарушения Вашего права собственности в виде установки забора по вашей территории.

Вас защищает следующая норма: ​Гражданский Кодекс РФ Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Здравствуйте, уважаемый Сергей!

Во-первых, необходимо посмотреть по документам границы земельных участков: и Вашего и соседского (это можно увидеть из кадастровых выписок на данные земельные участки, поскольку сведения государственного кадастра недвижимости являются общедоступными, — соответственно, их можно получить в МФЦ, Росреестре и через интернет).
А, во-вторых, если мирным путём договориться не представляется возможным, то Вы вправе обратиться в районный суд по месту нахождения земельного участка с исковым заявлением о демонтаже забора (поскольку согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения) (но, в таком случае возможен встречный иск — об определении порядка пользования земельным участком, при этом важно учитывать, что удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска).
А, что касается возможности решения вопроса в административном порядке, то Вы можете обратиться с заявлением в Администрацию, они направят Ваше заявление по необходимому адресу. Согласно ст. 71 ЗК РФ:

«2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также — органы государственного земельного надзора).
3. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нарушение границ земельного участка

Нарушение границ земельного участка является причиной споров, которые решаются только в судебном порядке, поскольку соседи достаточно редко идут на уступки и признают право друг друга на спорную территорию. Если границы ЗУ четкие и строго прописаны в кадастровом паспорте, это не является гарантией того, что вы защищены от исковых споров, поскольку могут выясниться кадастровые ошибки. Поэтому вопросу нарушения границ земельного участка уделяют особое внимание.

Когда возникают споры о нарушении границ земельного участка

  • Когда границы ЗУ, установленные в результате официального межевания, не устраивают одну из сторон.
  • Когда межевание границ никогда не проводилось, и соседи считают одну и ту же территорию своей собственностью.

Виды нарушения границ земельного участка

Среди нарушений границ ЗУ можно выделить ситуации:

  • когда участок, расположенный посередине, уменьшается за счет смещения межи соседних участков друг к другу;
  • когда средний ЗУ расширяется за счет боковых;
  • когда границы одного участка накладываются на границы другого в результате расширения.

Оказать эффективную помощь в решении любого вида земельных споров могут специалисты АНО «Центр Экологических Экспертиз», которые обладают большим опытом в данной сфере. Они комплексно подходят к решению профессиональных задач и гарантируют качественные услуги.

Похожие статьи

Устранение наложения границ

Наложение сервитута

Вопросы по наложению земельных участков в суде

комментария 3

уточнили границы земельного участка, оформили межевой план, кадастровый паспорт участка, вынесли границы на натуру. Ранее владелец этого участка так же вынес границы участка на натуру. По результатам выноса оказалось, что наши колышки, ограничивающие наш земельный участок заходят на участок соседей на 15 см. по верхней и нижней границе соседнего участка. Возник спор с владельцами соседнего участка. Нами был вызван повторно кадастровый техник для проверки правильности постановки колышков соседей. Оказалось, что колышки соседей должны находиться рядом с нашими (с минимальной погрешностью). Был составлен акт межевых знаков на сохранность (углов границы землепользования). Владелец соседнего участка проигнорировал результаты выноса на натуру поворотных точек, высказав недоверие организации, проводившей вынос, и их оборудованию. При строительстве своего забора он снёс наши межевые знаки и в нижней границе участка поставил бетонную опалубку, ссылаясь только на свои межевые знаки, которые фактически находятся на нашем участке и заходят на него на 20 см.
Для справки: межевой план соседнего участка был составлен в 2005 году, наш — в августе 2017 года, как только возникли споры. При составлении межевого плана в нижней границе участка оставался клин муниципальной земли шириной 15 см (по словам кадастрового инженера). Этот клин отошел к нашему участку, и с учётом этого был составлен и зарегистрирован в кадастровой палате окончательный межевой план.
Подскажите наши действия, если сосед не доверяет нашим границам

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста ,сколько стоит провести экспертизу если соседи два участка залезли на мой участок на 10 метров , когда делали меживание , а я теперь не могу провести межевание суд назначил экспертизу ,но соседи не идут на контакт и не хотят даже слушать и калитку не откроют .Возможно провести экспертизу?

Виды нарушений границ земельного участка и способы их устранения

Под нарушением границ земельного участка следует понимать изменение изначально установленных межей земельного надела.

Нарушение границ не обязательно должно приводить к уменьшению или увеличению участка (хотя чаще всего именно так и случается).

Возможно, что все участки будут просто равномерно сдвинуты в сторону.

Однако если это не было согласовано с кадастровой палатой, такое изменение также будет считаться нарушением.

На деле, существует всего 2 вида нарушений:

  • Наложение или пересечение реальных границ на местности;
  • Наложение границ в документах (реестровая ошибка).

Существует 4 причины, по которым может произойти наложение реальных границ земельных участков на местности:

  • Ошибка в информации, находящейся на хранении в ЕГРН;
  • Ошибка ответственного лица при установлении межей;
  • Самовольный захват территории;
  • Изменение координат поворотных точек участка вследствие изменения ландшафта.

Наложение границ

Наложение границ – это сдвиг реальных межей участка в одну из сторон, при этом сдвинутая граница накладывается на соседний участок.

Из-за этого возникает не только конфликт между соседями, но и появляются проблемы с регистрацией надела.

ЕГРН не поставит участок на учет до тех пор, пока он накладывается на другие наделы (определено пунктом 20 статьи 26 ФЗ № 218 от 2005 года).

Один из самых часто возникающих примеров наложения границ – самовольный захват земли, находящейся в муниципальной собственности.

Например, владелец крайнего дачного участка решит расширить свою землю и перенесет забор на несколько метров в сторону «бесхозной» земли. Через какое-то время муниципалитет решит выделить часть этой же земли для расширения дачного поселка.

Новые наделы могут нарезаться исходя из имеющейся картины, то есть, от забора владельца крайнего участка. Таким образом, получится, что все последующие участки будут сдвинуты на 2 метра в сторону.

Если ошибка будет обнаружена, владельцы новых участков не смогут поставить свою землю на учет до тех пор, пока границы не будут приведены в порядок.

Ситуация усложняется тем, что в пределах сдвинутых двух метров могут находиться строения, деревья, объекты коммуникации (электрощиток, канализационный колодец) относящиеся к другому участку. И если все делать по закону, то таковые объекты должны быть демонтированы и перенесены туда, где они должны находиться.

Наложение межей

В некоторых случаях может произойти наложение границ на уже отмежеванные участки.

Тому есть несколько причин:

  • Устная договоренность соседей. Два владельца смежных участка могут договориться между собой, чтобы немного видоизменить границы. Например, когда один сосед готов передать другому часть совей земли. Такая сделка должна быть оформлена сервитутом. Без должного оформления сделки она будет признана недействительной, а соответственно, один из собственников может в любой момент заставить второго привести границы в порядок в соответствии с межеванием. Такая же ситуация касается и выравнивания кривой линии границы между двумя смежными участками.
  • Самовольный захват земли. Один из соседей может нарочно или по незнанию отобрать часть земли от смежного участка и установить там свой забор. Ситуация аналогична вышеописанной. Если по инициативе второго собственника начнется судебное разбирательство, второму владельцу смежного участка придется перенести забор на положенное место.
  • Ошибка данных, находящихся на хранении в ЕГРН. Документы могут содержать в себе ошибочные сведения. Например, когда кадастровый инженер провел межевание и передал план участка в Росреестр, тогда как на самом деле границы были установлены неверно.
  • Ошибка при установлении границ. Как уже указано, при проведении межевания может быть допущена ошибка, которая приведет к наложению границ.
  • Изменения местности. При проведении межевания поворотные точки нередко привязываются к естественным опорным пунктам: оврагу, холму и т.д. С течением времени ландшафт может менять (вследствие сильных дождей, паводка, землетрясения и т.д.). Таким образом, будут изменены поворотные точки участка, что может привести к наложению границ.

Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование возможно только в том случае, если владельцы двух смежных участков готовы взаимодействовать между собой.

Первое, что им необходимо сделать – заказать уточнение границ земельных наделов.

Согласно пункту 10 статьи 22 ФЗ № 218 уточнение границ происходит с соблюдением следующих особенностей:

  • Границы надела определяются из сведений, указанных в документах собственников, определяющих их право на владение землей;
  • Если такого документа нет или в нем не содержится нужной информации, границы уточняются в соответствии с документом, определяющим межи участка при его образовании (когда участок был впервые поставлен на учет);
  • Если нет и этого документа, границы определяются в соответствии с установленным градостроительным планом территории;
  • При отсутствии всех указанных документов границы участков определяются исходя из реальных межей, которые соблюдались между участками в течение 15 последних лет.

Если оба собственника смежных земельных участков согласны с результатами повторного межевания (уточнения границ) им необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРН.

Для этого необходимо заполнить заявление по форме, установленной Приказом Минэкономразвития № 722 от 2013 года.

Также потребуются копии и оригиналы ряда документов.

К заявлению необходимо приложить:

  • Копию гражданского паспорта;
  • Правоустанавливающие документы на землю;
  • Кадастровую выписку, где отображена неверная информация об участке;
  • Исправленный межевой план.

Согласно пункту 3 статьи 61 ФЗ № 218 ошибка в ЕГРН подлежит устранению в течение 5 дней с момента получения соответствующих документов Росреестром.

Если в ЕГРН указаны верные данные по межеванию земельных наделов, отдельно направлять туда заявление не нужно, для приведения границ в порядок соседи должны лишь договориться о переносе забора.

Что делать в различных случаях

Ошибка в ЕГРН

Реестровая ошибка исправляется по описанному выше способу:

  1. Собственники смежных участков заказывают уточнение межевых границ в геодезической фирме и получают на руки исправленный, верный межевой план.
  2. Те же собственники заполняют заявление по форме, установленной Приказом Минэкономразвития № 722 от 2013 года, и прикладывают к нему составленный межевой план, свой личный паспорт, кадастровую выписку и правоустанавливающие документы на землю.
  3. Заявление подается в МФЦ или местное отделение Росреестра.
  4. В течение 5 дней после получения документов Росреестром, ответственное лицо исправляет ошибку реестра в ЕГРН.

Ошибка при межевании

Зачастую ошибка межевания может быть выявлена еще при согласовании границ, когда окажется, что границы, установленные кадастровым инженером, не совпадают с теми, которые определены межевым планом на соседний участок.

В таком случае собственник соседнего участка имеет полное право отказаться от подписания акта согласования границ.

Чтобы выяснить кто прав, необходимо пригласить к установлению границ независимых экспертов (по сути, еще одну геодезическую фирму).

Список кадастровых инженеров, имеющих нужный аттестат для ведения кадастровой деятельности, можно уточнить на сайте Росреестра.

Если на основе повторно проведенного межевания подтвердится, что кадастровый инженер, проводивший первое межевание, допустил ошибку, владелец участка может взыскать с него всю сумму средств, потраченных им на проведение первого межевания.

Если же повторное межевание подтвердит результаты первого, владельцу участка необходимо будет договариваться соседом о смежных границах наделов.

При этом, если по результатам межевания произошло наложение на ранее учтенный земельный участок (границы которого были определены неверно), первоначально необходимо исправить реестровую ошибку в ЕГРН, в ином случае Росреестр не поставит новый участок на учет.

Самовольный захват

Если сосед умышленно или по своему незнанию отобрал часть чужого участка необходимо попросить его предоставить межевой план или иные документы, где могут быть указаны границы и площадь его земельного участка. Однако сам сосед этого делать не обязан.

В таком случае необходимо заказать межевание своего надела, или, если межевой план уже установлен, уточнение границ участка.

Проведенное межевание (уточнение границ) необходимо согласовать с соседом.

Если тот подпишет документ, значит, он признает установленные границы, что обязывает его перенести установленный забор.

В ином случае необходимо обращаться в суд.

Для убеждения соседа подписать акт согласования границ, стоит указать ему на статью 7.1 Кодекса административных правонарушений.

В КОАП определено, что минимальный штраф за самозахват земли составляет 5 000 российских рублей.

В случае, если сосед проиграет судебное разбирательство, он должен будет погасить также и судебные издержки.

Изменение ландшафта

В случае изменения ландшафта, что привело к изменению местоположения поворотных точек, необходимо заказать уточнение границ, на основе чего внести изменения в ЕГРН. Порядок внесения изменений описан выше.

Обращение в суд

Если мирным путем урегулировать вопрос не удалось, необходимо решать спор через суд. Иск необходимо подавать в арбитражный суд по местонахождения участка.

Перед подачей иска нужно подготовить следующие документы:

  • Копия гражданского паспорта заявителя (истца);
  • Документы, на основании которых собственник владеет землей: акт купли-продажи, свидетельство о вступлении в наследство;
  • Свидетельство собственника земельного участка;
  • Паспорт надела;
  • Актуальный межевой план;
  • План, составленный при уточнении границ (если таковое имело место) и итоговое заключение кадастрового инженера эксперта;
  • Кадастровая выписка из ЕГРН об установленных границах (даже в том случае, если в ней содержатся неверные сведения);
  • Справки и документы, подтверждающие, что собственник пытался урегулировать вопрос без судебного вмешательства: квитанция на оплату услуг независимой экспертизы и заключение этой же экспертизы, письменный отказ собственника смежного участка от согласования границ и т.д.;
  • Любые иные документы, которые могут помочь в расследовании дела.

Помимо этого к иску необходимо приложить квитанцию об оплате госпошлины за подачу иска. Величина госпошлины регулируется 1 подпунктом 1 пункта статьи 333.19 НК РФ и ее минимальная сумма составляет 400 рублей.

Исковое заявление

Как уже указано выше, иск необходимо подавать в арбитражный суд, а раз так, особенности его составления регламентируются 125 статьей АПК РФ.

Общий принцип составления иска следующий:

    • Наименования суда, куда подается заявление;
    • Данные об истце;
    • Данные об ответчике;
    • Номер свидетельства собственника земельного надела;
    • Время владения землей;
    • Основная суть разногласий (обстоятельства дела);
    • Информация о попытках досудебного урегулирования;
    • Перечень претензий и требований к ответчику с отсылкой на конкретные нормативно-правовые акты;
    • Список прилагаемых документов.

Скачать образец искового заявления с примерной формой его заполнения можно по ссылке.

Судебное разбирательство

Если иск составлен в соответствии с требованиями 125 статьи АПК РФ, то в течение 5 дней с момента получения заявления арбитражным судом выносится решение о возбуждении дела.

Срок подготовки к разбирательству, а также срок ведения дела определяется ответственным судьей в зависимости от обстоятельств спора.

При рассмотрении дела в суде решение может быть принято на основе предоставленных документом истцом и документов, запрошенных лично судом.

Если этого недостаточно, суд назначит независимую землеустроительную экспертизу, которая и определит точные границы всех спорных наделов.

Вынесение решения

Решение арбитражного суда является обязательным для исполнения всем заинтересованным лицам.

Так, в случае удовлетворения иска происходит следующее:

  • Ответчика обязуют перенести забор на установленное расстояние. Если этому мешают какие-либо здания или коммуникации, они должны быть снесены.
  • Ответчика обязуют покрыть судебные издержки, в том числе и оплату услуг независимой землеустроительной экспертизы.
  • Сведения по вновь установленным границам передаются в Росреестр, который должен внести изменения в ЕГРН, если хранящиеся там данные не соответствуют действительности.
  • Если будет доказана вина ответчика в самовольном захвате земли, он может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.

Если у истца нет на руках межевого плана, где установлены реальные границы надела, он должен заказать его изготовление в геодезической фирме. После этого ему необходимо передать межевой план в Росреестр для постановки участка на учет и внесения изменений в кадастровый паспорт.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором юрист рассказывает, как правильно защитить границы земельного участка.

Заключение

В любом из случаев решение об установлении точных границ смежных участков принимается на основе решения независимой землеустроительной экспертизы. Поэтому, чтобы не доводить дело до суда, рекомендуется согласовать с соседом проведение такой экспертизы, на основании которой и поставить забор между участками.

Если собственник смежного участка на контакт не идет, имеет смысл напомнить ему об ответственности за самовольный захват земли (статья 7.1 КоАП РФ).

Если сосед все же отказывается соглашаться с переносом своего забора, необходимо обращаться в арбитражный суд. Если истец уверен в своей правоте, ему нечего опасаться, так как все судебные издержки будет покрывать проигравшая сторона.

Размеры штрафов за нарушения земельного законодательства многократно увеличены

09 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (номер опубликования — 0001201503090030).
Изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в первую очередь затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений (в новой редакции изложен абзац первый части 1 статьи 3.5 КоАП РФ), при этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
В части 1 статьи 4.5 перечень отраслей законодательства, сроки давности рассмотрения дел о нарушении норм которых могут составлять один год, дополнен законодательством о геодезии и картографии и о наименовании географических объектов.

Статья 7.1. КоАП РФ изложена в новой редакции, которая более детально регламентирует состав административного правонарушения:

«Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации
прав на указанный земельный участок»
Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что состав правонарушения, в том числе, образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности» заменена на более общую «лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».
Кардинально изменяется и подход к исчислению штрафов за данное административное правонарушение и, в тех случаях, когда определена кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ), размеры штрафа составляют:

  • для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 2 до 3% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 100 тысяч рублей.

Если же кадастровая стоимость ЗУ не определена:

  • от 5 до 10 тысяч рублей;
  • от 20 до 50 тысяч рублей;
  • от 100 до 200 тысяч рублей соответственно.

При этом индивидуальные предприниматели для целей настоящей статьи приравниваются к юридическим лицам.
В случае самовольного занятия части ЗУ административный штраф в размере от кадастровой стоимости исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части ЗУ.

Внесены изменения в статью 7.2. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение специальных знаков.
Так, часть первая данной статьи, ранее устанавливавшая ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков, декриминализирована и исключена из диспозиции статьи.
Часть 3 данной статьи изложена в новой редакции и теперь устанавливает ответственность за
«Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнение»
Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 10 до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей.

За неуведомление уполномоченного органа власти об уничтожении вышеуказанных пунктов и знаков (перечисленных в части 3 данной статьи), теперь устанавливается ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей (часть 4 статьи 7.2. КоАП РФ).
Увеличены размеры административных штрафов за самовольное занятие лесных участков (статья 7.9. КоАП РФ), которые теперь составляют:

  • для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.

Также измененена диспозиция статьи 7.34. КоАП РФ, ранее устанавливавшая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В новой редакции статьи, состав административного правонарушения образует:
«Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность»
За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
Увеличены размеры штрафов и за такое административное правонарушение, как «невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» (статья 8.7. КоАП РФ), которые будут составлять:

  • для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 400 до 700 тысяч рублей.

В новой редакции изложил законодатель и диспозицию части 1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая теперь устанавливает ответственность за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием» и влечет за собой применение административного наказания в виде штрафов:

  • для граждан — от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 2 до 10% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 200 тысяч рублей.

При этом для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлены пороговые значения штрафов:

  • не более 100 тысяч рублей — для граждан;
  • не более 300 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • не более 700 тысяч рублей — для юридических лиц.

Бездействие, которое выражается в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (в течение срока установленного федеральным законом) теперь образует состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.8. КоАП РФ. Размер штрафных санкций за данное правонарушение также исчисляется в % от кадастровой стоимости в размерах, аналогичных установленным в части 1 статьи 8.8.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрено наложение административных штрафов в существенно большем размере:

  • для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 20 до 50 тысяч рублей (если кадастровая стоимость ЗУ не определена);
  • для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 50 до 100 тысяч рублей соответственно;
  • для юридических лиц — от 3 до 5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 400 до 700 тысяч рублей соответственно.

Пунктом 4 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения в виде невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за которое может быть наложен административный штраф:

  • на граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

Также многократно (в 10 раз) увеличен административный штраф за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования, размер которого теперь составляет от 20 до 30 тысяч рублей (статья 8.24. КоАП РФ).
Законом устанавливаются специальные нормы об ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (части 25 и 25 статьи 19.5 КоАП РФ).
Если подобные действия совершены впервые, то размер административного штрафа составит:

  • для граждан — от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.

При повторном нарушении, размеры штрафов кратно возрастают:

  • для граждан — от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 70 до 100 тысяч рублей (или дисквалификация на срок до 3-х лет);
  • для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.

Кроме того, законом внесены и иные изменения в КоАП РФ, как направленные на реализацию вышеуказанных норм, так и корректирующие размеры административного наказания для иных составов административных правонарушений.
Следует отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ настоящим законом, радикальным образом меняют подходы к ответственности за правонарушения в сфере землепользования, которые за большинство правонарушений возрастают в 10 и более раз.
Также многократно возрастает ответственность за неисполнение предписаний должностных лиц федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
Так, размер штрафа за неисполнение соответствующего предписания для граждан составлял от 300 до 500 рублей (без увеличения за неоднократное нарушение), теперь же минимальное значение штрафа — 10 тысяч рублей, максимальное — 50 тысяч рублей (за повторное нарушение). Таким образом, минимальный размер штрафа увеличен более чем в 33 раза, максимальный — в 100 раз .
Отдельного срока вступления изменений в силу настоящим законом не установлено, то есть он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

С текстом закона можно ознакомиться по ссылке.