Законы

Консультации для родителей в подготовительной группе онр

Роль семьи в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.

Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя, педагога-психолога и родителей дошкольника.

Если родители сами не в состоянии правильно оценивать ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Естественно, при указанном подходе, с педагогов не снимаются их профессиональные ответственность и обязанность. Просто в отношениях педагоги группы — родители несколько меняются акценты.

Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку и его дефекту, от его жизненных принципов, моральных норм, уровня знаний, житейского опыта, педагогической наблюдательности и пр. Поэтому работе с родителями необходимо уделять одно из центральных мест.

Важно, чтобы сотрудничество началось как можно на более ранних этапах, тогда успехи детей будут более значимыми.

Работа с родителями представляет собой отдельный блок разновариантных моделей взаимодействия:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом и группы;
  • включение родителей в коррекционно-образовательный процесс;
  • сближение родителей и детей
  • работа с семьями «трудных» детей. Под «трудными» детьми подразумеваются дети, у которых имеются личностные особенности, мешающие коррекционной работе как с отдельным ребенком, так и со всей группой. Это дети, у которых:
  • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенная впечатлительность;
  • чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • повышенная обидчивость, ранимость;
  • быстрая утомляемость, истощаемость;
  • двигательные беспокойства и другие.

Чтобы правильно построить работу с родителями, необходимо знать родителей, поэтому нужно:

  • изучить родителей воспитанников логопедической группы, их педагогической наблюдательности;
  • привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе логопедической группы.

Для изучения родителей были использованы:

Беседы с родителями.

Целью бесед является вступление в контакт с родителями, выявление уровня наблюдательности родителей, степени познания ребенка. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском саду, дома, со сверстниками.

Анкетирование.

Анкеты используются в целях изучения уровня педагогической наблюдательности, выявления преобладающей формы общения ребенка со взрослыми.

Рисунки ребенка на тему «Семья».

Рисунок служит показателем восприятия ребенком внутрисемейных отношений и позиции ребенка в семье. По рисунку можно судить о том, являются ли родители личностно значимыми субъектами для детей, он позволяет составить представления о степени эмоциональной и психической близости ребенка и родителей.

Наблюдения.

Все сведения, получаемые через беседы и анкеты, проверялись в наблюдениях, беседах с воспитателями, логопедом, детьми.

Родителей привлекаем к активному участию в обучение их детей с первых месяцев пребывания в логопедической группе. Из анкет узнаём какое участие родители могут принять в организации жизни группы. Даже минимальная помощь, оказанная родителями, дает им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам.

Важным элементом стратегии общения с семьей являются родительские собрания. Традиционные родительские собрания и консультации не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семья и педагоги, воспитывая и обучая одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга. Современный родитель не может уже слушать долгих и назидательных докладов педагога. Необходимо строить так свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными участниками, а по возможности привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух сотрудничества. Мы решили искать новые формы работы с родителями. Было проведено анкетирование. Из анкет узнали, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс обучения и воспитания, в каких консультациях нуждаются. На основе этих ответов был составлен план работы с родителями на весь год, с которым родителей познакомили на 1 родительском собрании и этот план утвердили.

В начале сентября традиционно проводится родительское собрание, посвященное разъяснению целей и задач логопедической группы, ознакомлению с программой, со всеми педагогами, работающими с детьми. Основная задача, которая стоит перед логопедом на начальных этапах работы с родителями — формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. В этих целях использовались следующие приемы работы: разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы. Большой эффект производит показ дефектной и исправленной речи одних и тех же детей, записанной на магнитофон. Родители могут наглядно убедиться, как многому научатся дети в специальной группе; обращения логопеда с просьбой о тесном сотрудничестве. Помощь родителей нередко способствует прогрессу коррекции речи. Приводятся конкретные примеры.

На первых этапах, когда родители не имеют представления о том, как нужно работать с детьми, лучшим средством знакомства с особенностями работы в специальной группе являются дни открытых дверей, открытые занятия и индивидуальные консультации. Перед занятием воспитатель, логопед обращает внимание родителей на используемые методы и приемы. На индивидуальных занятиях вопросы логопеда обращаются к ребенку и родителю это создает непринужденную обстановку на занятии и постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников коррекционного процесса.

Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезненно реагируют на замечания по поводу поведения или успехов ребенка. Поэтому, особенно в начале учебного года, отмечаем все положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребенка. Здесь учитывается принцип «Не спешить огорчать родителей!»

В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения — дело обычное, важна индивидуальная работа с родителями таких детей. Индивидуальная работа планируется и тщательно продумывается.

Почти на каждом родительском собрании стараемся сблизить родителей и детей, сформировать положительный эмоциональный фон, чтобы родители как можно больше узнали своего ребенка. Это: открытые занятия, совместное изготовление поделок, совместное чаепитие, ответы на одни и те же вопросы, совместные спортивные занятия и др. Стараемся привлекать и пап, так как роль отца в воспитании детей очень важна.

Такая работа дала хорошие результаты. Родители отмечали (в анкетах, высказываниях), что совместные занятия способствовали значительному улучшению их отношений с ребенком, вели к возникновению большего доверия и взаимопонимания между взрослым и ребенком. После нескольких месяцев такой работы большинство родителей стали очень ответственно относиться к выполнению рекомендаций воспитателей и логопеда.

Возросла посещаемость родителями родительских собраний, дней открытых дверей. Родители стали более активными на родительских собраниях, они стали высказываться по обсуждаемой теме, проблеме. Постепенно из пассивных наблюдателей родители становились активными участниками коррекционно-педагогической работы.

Родительские собрания стали вместе с мамами посещать папы, даже бабушки. Дети, приходя из дома утром, рассказывали, что родители занимались с ними. Это, несомненно, положительно влияет на успех коррекционной работы.

Небольшая часть родителей шла на сотрудничество с большим трудом, ссылаясь на загруженность. Старались пригласить таких родителей на занятия вместе с наиболее деятельно настроенными родителями. Наблюдая активную работу взрослых с детьми, эти пассивные зрители сами начинали принимать участие в занятиях, постепенно включаясь в учебный процесс группы.

При работе с родителями придерживаемся следующих правил:

  • не прибегаем к назидательному тону, рекомендации даём в форме пожеланий;
  • в беседе о ребенке сначала обязательно сообщаем о его успехах, в любом случае — что-либо положительное, о трудностях говорим в мягком, сочувственном тоне. У родителей должно оставаться благоприятное впечатление о возможностях ребенка в преодолении дефекта.

Не подчеркиваем особенностей дефекта того или иного ребенка, если разговор шел в присутствии нескольких родителей.

Доброжелательный, доверительный тон вызывает расположение и симпатию родителей, они с готовностью выполняют рекомендации логопеда, помогая ребенку преодолеть имеющиеся трудности.

Сотрудничество логопеда и родителей заключается и в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях. Например, в теме «овощи-фрукты» при изучении от именных прилагательных было домашнее задание: взрослый должен нарисовать контур фрукта или овоща, а ребенок раскрасить красками, вырезать по контуру и принести в детский сад. Затем эти вырезанные плоды наклеивали на «банки», вырезанные из картона — готовили дидактическое пособие для игры в «Магазин продуктов» (покупка банок с соком, вареньем, джемом, повидлом).

К вспомогательным формам работы можно отнести наглядные средства: стенды, витрины, папки-передвижки, домашние игротеки. Их содержание как правило, посвящено ознакомлению с задачами текущего периода обучения, они содержат описание методов, приемов работы с детьми, рекомендации родителям. к вспомогательным средствам можно отнести: оформление зала, где проводится собрание, кукольный спектакль для родителей перед родительским собранием, оформление приглашений для родителей и др.

В подготовительной группе работа с родителями направлена на подготовку детей к школе, так как многие родители обеспокоены тем, что их дети пойдут в школу (показывают анкеты, беседы). При составлении плана работы на год их пожелания обязательно учитываются.

Итак, работа с родителями детей, имеющих нарушения речи, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционно-воспитательной работы, она тщательно планируется, осуществляется целенаправленно и регулярно.

Детский сад и семья должны поддерживать активный курс на создание единого пространства развития ребенка. Участие родителей в жизни дошкольника не только дома, но и в детском саду, помогло:

  • преодолеть авторитаризм и видеть мир с позиции ребенка;
  • относиться к ребенку как к равному;
  • понять его индивидуальность, радоваться его личному росту;
  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком, эмоционально его поддержать;
  • сформировать положительную мотивацию к коррекционным занятиям;
  • повысить эффективность коррекционной работы;
  • повысить самооценку ребенка.

Все это способствовало развитию личности ребенка, его социальной значимости.

Планирование работы учителя-логопеда с родителями в подготовительной логопедической группе

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания
  2. Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)
  3. Индивидуальные беседы
  4. Информационная корзина «Шкатулка вопросов»
  5. Консультации – всеобучи

Практические формы работы:

  1. Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)
  2. Семинары – практикумы с участием детей
  3. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной теме. Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.
С помощью нижеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности

Екатерина Нечаева
Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности

на 2016–2017 год

Родительские собрания:

• «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья — преодолении дефектов речи».

• «Итоги работы за 1-е полугодие».

• «Итоги работы за год. Проведение открытого занятия для родителей».

Анкетирование родителей.

• «Уточнение запросов родителей»

• «Сбор анамнестических сведений»

• «Выявление особенностей семейного воспитания»

• «Общение в семье»

• «Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе, стимулирование их активности»

• «Какие причины мешают мне заниматься с ребёнком»

Тематические консультации для родителей:

• «Роль семьи в преодолении недостатков речи у детей»

Цель: Расширить знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

• «Речь детей старшей группы компенсирующей направленности»

Цель: Познакомить родителей нормами речи, дать рекомендации. Повторно дать родителям рекомендации по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, напомнить значимость артикуляционных упражнений.

• «Что такое говорить правильно»

Цель: Познакомить родителей с правилами разговорной речи, отметить важность этой работы, дать рекомендации. Уточнить особенности работы с ребёнком.

• «Общие артикуляционные упражнения. Развитие дыхания»

Цель: Познакомить родителей с работой над дыханием и звукопроизношением, отметить важность этой работы, дать рекомендации. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, дать рекомендации по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, отметить значимость артикуляционных упражнений.

Цель: Показать взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, дать рекомендации, оказать помощь в проведении пальчиковой гимнастики.

• Индивидуальные консультации (по результатам анкет и запросам родителей).

Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей на стенде логопеда, брошюрах, папках-передвижках, тренинги-практикумы, и т. д.

• «Развитие психических процессов дошкольника»

Цель: Проконсультировать родителей по интересующим их вопросам. Уточнить индивидуальные особенности ребёнка.

Индивидуальные консультации для родителей.

Для простоты записи родителей в логопедическом уголке есть папка — записи в ней

таблица: Дата, Время консультации (расписываю сама), Ф. И. О. родителей, желающих получить консультацию, Роспись родителей, пришедших на консультацию. Это очень удобно.

Конспект совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 6–7 лет «Школа Гнома-астронома» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №87» Совместная непосредственно образовательная.

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности. Автоматизация произношения [Ш] Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в старшей группе компенсирующей направленности Тема. Автоматизация произношения звука [Ш] (работа.

План-конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником компенсирующей группы для детей с РДА План – конспект совместной деятельности учителя – логопеда Харабаровой Д. С. с воспитанником компенсирующей группы для детей с РДА Витей.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Рекомендация учителя-логопеда для родителей подготовительной группы «Наша страна» Лексическая тема: «Наша страна» 1. Как мы называем Россию? Почему? (составление синонимического ряда) Россия – Родина -… 2. «Что ты.

Сценарий развлечения для родителей и детей группы компенсирующей направленности «Животные жарких и холодных стран» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ 15 «СОЛНЫШКО» Сценарий развлечения для.

НОД «Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна» для детей старшей группы компенсирующей направленности Программные задачи: • Актуализировать знания детей о времени года Весна; • Создать условия для знакомства и заучивания стихотворения Ф. Тютчев.

Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности «Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

Юлия Кащеева
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи. Многие родители боятся соприкоснуться с данным речевым нарушением и сталкиваясь с ним, теряются, что делать, как правильно формировать и развивать речь ребенка. Как же правильно выявить ОНР у ребенка и понять его причины?

Общее недоразвитие речи (ОНР) — форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики, семантической стороны, при условии нормально развитой слуховой функции и первично сохранном интеллекте.

ОНР может иметь различный механизм и структуру проявления дефекта.

Причины возникновения ОНР:

1. Инфекции и интоксикации во время беременности.

2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.

3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.

4. Травмы головы и черепа.

5. Неблагоприятная наследственность.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие.

Профессором Р. Е. Левиной, руководителем сектора логопедии НИИД, были выделены такие уровни ОНР:

I уровень — отсутствие нормально сформированной речи и нарушение всех компонентов речи.

II уровень — наличие начальных навыков общеупотребительной речи.

III уровень — развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

При I уровне ОНР дети 5-6 лет имеют очень бедный словарный запас, состоящий преимущественно из звукоподрожаний, лепетных слов, звуковых комплексов. К примеру, на собаку ребенок говорит «гав-гав», на маму — «ма», машину — «би-би» и тд. При этом дети могут также использовать в своей речи отдельные слова, однако при их произношении будет нарушена фонетическая и лексическая составляющая. Часто дети могут называть разные предметы одним и тем же словом. Фразовая речь у таких детей отсутствует.

При II уровне к 7 годам проявляется возможность более или менее развернуто рассказать о себе и своих близких. Наблюдается наличие аграмматизмов,незнание многих слов, нарушения звукопроизношения, нарушения в слоговой структуре слов. В речи дети нередко используют жесты, заменяют одни слова другими: «мыло» — «мыть», «нога»- «носок». Дети с данным уровнем ОНР испытывают трудности при склонении слов: «Я умывать кукла».

При III уровне ОНР разговорная речь ребенка дошкольного возраста более или менее развернута, грубые отклонения не наблюдаются, однако отчетливо выступают нарушения чтения и письма, наблюдаются проблемы в развитии звукопризношения, в лексике и грамматическом строе речи.

ОНР этого уровня в большей степени проявляется в незнании некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Понимание обиходной речи при этом уровне наиболее полное и точное.

Дети, имеющие любой из уровней общего речевого недоразвития, должны обучаться в речевых школах.

«Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи» В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в.

Консультация для логопедов «Причины нарушения речи» ТЕМА: Причины речевых нарушений. Свою работу я начала с определения понятий. РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей.

Консультация «Фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста и фонетико-фонематическое недоразвитие речи» 1. В дошкольном возрасте ребёнок овладел словом слышимым и произносимым, в школе он должен овладеть словом видимым, то есть письменной речью.

Использование в логопедической работе современных педагогических технологий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе ДОУ с детьми,имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В своей коррекционной работе владею.

Консультация для воспитателей «Понятие гиперактивности и ее проявления в дошкольном возрасте, причины возникновения» В последние годы довольно острой становиться проблема так называемых неугомонных, невнимательных, импульсивных детей, доставляющих взрослым.

Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик» ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ.

Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения у дошкольников В психолoгии существуют рaзличные oпределения кoнфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму раз-ногласий,.

Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) как психолого-педагогическая проблема. На основе системного анализа речевых нарушений Р. Левина впервые дала определение «общее недоразвитие речи» и сделала вывод, что ОНР может.

Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных мягкого ряда: дифференциация букв А – Я. Путешествие в зоопарк. Цели:- дифференциация.

Консультация для родителей «Здоровье детей-наше общее дело» Главная забота родителей и воспитателей- здоровье детей. Здоровье ребенка подвергается воздействию не очень хорошей экологической обстановки,.

Консультация (подготовительная группа) на тему:
Консультация для родителей подготовительной логопедической группе. Поговорим о связной речи…

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что означает понятие «связная речь»? Связная речь- это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

«Поговорим о связной речи…»

Консультация для родителей подготовительной логопедической группе.

Поговорим о связной речи…

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что означает понятие «связная речь»? Связная речь- это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если задания будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картине.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он сам самостоятельно попробует свои силы в этом не легком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ ребенка дословно. Это поможет спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В.Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В.А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

Хорошо если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

Вас должно насторожить если:

  • Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;
  • Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
  • Значение слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Материал (старшая группа) по теме:
Консультации для родителей детей логопедических групп

Представлен материал для родительского уголка, который поможет родителям детей с ОНР в преодолении имеющихся речевых нарушений.

Предварительный просмотр:

Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

«Годы чудес» — так называют исследователи пер вые пять лет жизни ребенка.

Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать:

«Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!»

Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.