Законы

Конституционные права и свободы гражданина украины

Конституционные права и свободы гражданина украины

Вопросы прав и свобод человека и гражданина ныне является важнейшей проблемой внутренней и внешней политики всех государств мирового содружества. Именно состояние дел в сфере обеспечения прав и свобод личности и, их практической реализации является тем критерием, по которому оценивается уровень демократического развития любого государства и общества в цилому.

На украинской территории вопросы прав человека и их защиты нарушались еще в. Конституции. Пилипа. Орлика 1710 г. Окончательное становление прав человека и гражданина как абсолютной социальной ценности связано со свержением феодализма и провозглашением во времена буржуазных революций свободы человека. В. Декларации независимости. США 1776 г сказано:»Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим. Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к которым принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствуют свою сп раведливу власть с согласия тех, кем они руководят»В. Декларации прав человека и гражданина, принятой во. Франции 1789 г, провозглашалось:»1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах 2. М ету каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетениюгнобленню».

Свобода человека — исходное понятие в проблеме прав человека и гражданина. Различают естественные права человека, т.е. связанные с самим ее существованием и развитием, и приобретенные, в основном характеризуют соц циально-политический статус человека и гражданина (институт гражданства, право на участие в решении государственных дел и т.п.). Понятно, что при отсутствии у человека свободы она не может владеть и реально пользоваться своими правами. Именно свобода создает условия для реального приобретения прав и их реализации. С другой стороны, права человека закрепляют и конкретизируют возможность действовать в пределах, установленных ее пр авовим статусаусом.

Свободу человека определяют определенные признаки. Так, люди свободны от рождения, никто не имеет права нарушать их естественные права. К тому же, в демократическом обществе именно государство является главным гарантом с свободы человека. По объему понятия»свобода человека»полно отражает принцип, заложенный уст 19. Конституции Украины, согласно которому человек имеет право делать все, за исключением того, что прямо запрещено чин ним законодательством. Свободу человека характеризует и принцип равных правовых возможностей, правового содействия и правовой охраны его закрепляют демократические конституции, в том числе и. Конституция. Ук ны время свобода человека как объективная реальность выходит за пределы, урегулированные правом, и имеет истоки в системе других социальных норм, царящих в демократическом обществе. Следует помнить, что п оняття»свобода»может иметь неодинаковое толкование, поскольку, с одной стороны, свобода характеризует общее состояние человека, его социальный статус, а с другой — конкретизируется в возможности совершать те или др. вые конкретные действия в пределах, предоставленных человеку моралью и правом. Возможности, предоставляемые нормами действующего права, определяются как субъективные права человека людини.

Теория права и правовая практика различают понятия»права человека»и»права гражданина»В первом случае речь идет о правах, связанные с самим человеческим существом, ее существованием и развитием. Человек (как субъект прав и свобод) здесь выступает преимущественно как физическое лицо. По. Конституции Украины, к этому виду прав относятся право на жизнь (ст. 27), право на уважение достоинства человека (в 28), право на свобод в и личную неприкосновенность (ст. 29), право на невмешательство в личную и семейную жизнь (ст. 32) тощ2) тощо.

отношении прав гражданина, то они обусловлены сферой отношений человека с обществом, государством, их институциями. Основу этого вида прав составляет принадлежность человека к государству, гражданином которого он является

Права человека по сравнению с правами гражданина приоритетные. Ведь права человека распространяются на всех людей, проживающих в том или ином государстве, а права гражданина — только на тех лиц, которые являются гражданами и определенной страны. Примером прав гражданина, закрепленных. Конституцией Украины, право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (в 36), право участвовать в управлении государств ними делами (в 38), право на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций (ст. 39), право на социальную защиту (ст. 46) тощ) тощо.

Говоря о правах человека и гражданина, следует учитывать, что такое их разделение не имеет абсолютного значения, поскольку по соглашению между государствами некоторые гражданские права могут быть распространены на гром мадян другого государства — субъектов заключенных между государствами договоре.

Современное международное сообщество уделяет значительное внимание развитию и обеспечению прав человека. Эти процессы приобрели особой интенсивности после. Второй мировой войны. Этому способствовали общая демократизация я международных отношений, создание. Организации. Объединенных. Наций, других демократических международных институтовій.

демократизации процесса, связанного с провозглашением и защитой прав человека, значительно ускорило принятие ряда международных документов по закреплению, правовой регламентации и разработки механизма м международной защиты прав человека в государствах, которые подписали соответствующие международные документ.

Среди важнейших общих документов, с которыми полностью согласуются положения. Конституции Украины,. Всеобщая декларация прав человека (1948 г,),. Международный договор о гражданских и политических прав ва (1966 г),. Международный договор об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека с протоколами (1950 г),. Европейский социал ный устав (1961 г.),. Заключительный акт. Совещания по безопасности и сотрудничеству в. Европе (1975 г.),. Итоговый документ. Венской встречи представителей государств-участников. Совещания по безопасности и с пивробитництва в. Европе (19-89 г),. Документ. Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению. СБСЕ (1990 г.) и и) та ін.

Следовательно, право человека и гражданина — это вид и мера возможного (дозволенного) поведения человека и гражданина в обществе и государстве, что предусматривается для удовлетворения своих жизненно важных материальных и духовных интересов, закрепленных в. Конституции и других нормативно-правовых акта.

В. Конституции Украины (преимущественно в разделе II) определены следующие группы основных прав: гражданские, (личные, физические) политические, экономические, социальные и духовные (культурные)

Гражданские (личные, физические) права — это виды и границы возможного (дозволенного) поведения человека и гражданина, характеризующие их физическое и биологическое существование, удовлетворения материальных, духовных х и других потре.

Сюда относят такие субъективные права: на жизнь, на уважение достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой й корреспонденции на невмешательство в его личную и семейную жизнь, на свободу передвижения, свободный выбор места жительства, на свободное оставление территории Украины и возвращения когда-либо в Украину, на с вободу мысли и слова, на свободное выявление своих взглядов и убеждений; свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно и другим способом на свой выбор, на свободу сви тогляду, вероисповедания тощ.

. Политические права — это виды и границы возможного (дозволенного) поведения человека и гражданина в сфере реализации политической власти

К этой группе относят следующие права: на свободу объединения в политические партии и общественные организации, на участие в профессиональных союзах, принимать участие в управлении государственными делами, участвовать в в всеукраинском и местных референдумах; свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; равного доступа к государственной службе, а также службы в органах местного самоуправления; собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации; направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной в лады, органов местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органе.

. Экономические права — это виды и границы возможного (дозволенного) поведения человека и гражданина в сфере производства, распределения, обмена и использования материальных благ. К ним относят право: владеть, пользоваться и рас оряджатися своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности; частной собственности; государственной и коммунальной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд и выбор профессии и рода трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом, на забастовку, на отдых тощо.

. Социальные права — это виды и границы возможного (дозволенного) поведения человека и гражданина в сфере обеспечения надлежащих социальных условий жизни

Эта группа включает право: на социальную защиту, на жилье, на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, на здравоохранение, на медицинскую помощь и медицинское страхование, на безопасную для жизни и зд доров окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного нарушением безопасной для жизни и здоровья окружающую среду, на свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов бытовые ту, на распространение информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, на брак; тощ.

. Духовные (культурные) права — это виды и границы возможного (дозволенного) поведения человека и гражданина в сфере доступа человека к духовным ценностям своего народа (нации) и всего человечества. Это право на: образование; бесплатно получать вы ищу образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе, обучение на родном языке в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества; свободу л итературнои, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, авторских прав, моральных и материальных интересов, на использование результатов интеллектуальной, творческой дея ьность тощо.

Основные права человека и гражданина неразрывно связаны с их обязанностями. Обязанность человека и гражданина — это вид и мера необходимого (обязательного) поведения человека и гражданина в обществе и где ержави, что предусматривается для удовлетворения жизненно важных материальных и духовных интересов других лиц, закреплена в. Конституции и других нормативно-правовых актах.

Чтобы человек мог успешно реализовать свои права, получать от общества определенные материальные и духовные блага, она должна выполнять возложенные на нее обязанности, отдавать обществу свой труд, св вой усилия, заботиться о государственных и общественных дел.

Конституционные права, свободы и обязанности вместе с конституционными принципами и гарантиями образуют основы правового положения граждан, или конституционный статус личности в Украину. Положение, в отцы граждан Украины определяются не только их правами, но и обязанностями перед государством, другими гражданами и организациями.

Основные обязанности граждан закрепляет. Конституция Украины. Условно их можно классифицировать по группам. В сфере экономической и социальной жизни это обязанности уплачивать налоги и сборы, подавать декларации о своем имущественном состоянии и доходах, сохранять природу и охранять ее богатства. В области культурной деятельности граждане несут обязанности по охране исторических памятников и других культурных ценностей, дол. УНИ возмещать причиненный ими ущербтки.

В обязанности в сфере общественно-политической жизни относятся обязанности соблюдать. Конституцию и законы Украины; оберегать интересы государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать. Б. Родину, служить в. Вооруженных. Силах Украины; уважать национальное достоинство других граждан. В области личной и индивидуальной свободе среди обязанностей граждан Украины необходимость уважать права т а законные интересы других осиб.

Принятие новой. Конституции — это чрезвычайно важный, но частичный шаг. Одновременно с ее принятием необходимо создать механизм реализации. Основного. Закона, в том числе по практическому воплощению. Предскажи ленных им прав, свобод и обязанностей. Под таким механизмом следует понимать всю совокупность различных гарантий и действий, соответствующий процесс, благодаря которому граждане, имеющие определенное право, свободу или обязанность, ре ально достигают целей, интересов, благ, предусмотренных нормой. Конституцииії.

Из этого определения следует, что механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина — это категория очень объемная и широкая в том смысле, что она охватывает не только юридические, а и политические, экономические, идеологические и другие явлений.

Так, по нашему мнению, подтверждено юридической наукой, механизм реализации прав, свобод и обязанностей состоит, прежде всего, из гарантий обеспечения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Указанные г гарантии — это соответствующие условия и средства, способствующие реализации каждым человеком и гражданином прав, свобод и обязанностей, закрепленных. Конституцией Украины. Они дифференцируются на личные, политические, е кономични, идеологические и юридическихні.

Личные гарантии — это собственные возможности человека и гражданина по защите его прав, свобод, законных интересов и обязанностей. К ним относят;

— право на защиту предусмотренных законом возможностей человека и гражданина в суде, в. Уполномоченного. Верховной. Рады Украины по правам человека, в международных судах или соответствующих международных организациях;

— право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

— право знать свои права и обязанности;

— право на правовую помощь;

— право не исполнять явно преступные приказы;

— право на индивидуальную юридическую ответственность и только за вину;

— право отвечать только за деяния, совершенные во времени и пространстве действия нормативно-правового акта;

— право не нести ответственности за отказ давать показания или давать объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом;

— право осужденного пользоваться всеми правами человека и гражданина за исключением ограничений, определенных законом и установленных приговором суда

Под политическими гарантиями следует понимать политический плюрализм и свободу политической деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотрена ст 15. Конституции Украины, реальное признание народа единственным д источником власти и осуществления государственной власти на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, согласно статьям 5 и 6. Конституции Украины, ограничения деятельности ультра-радикальных политических организаций (в 37) тощщо.

главными экономическими гарантиями следует считать: конституционные положения о равенстве всех форм собственности и их защита государством (в 13), справедливость и беспристрастность распределения общественного бага атства (в 95); обеспечения частной собственности (в 41) тощощо.

К идеологическим гарантий в большинстве случаев относят: идеологическую многообразие общественной жизни, отсутствие государственной (обязательной) идеологии и цензуры (в 15), обеспечение свободного разви тку языков (в 10), содействие»консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коре нных народов и национальных меньшинств Украины»(в 1111).

Юридические гарантии — это государственно-правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Именно они в наибольшей степени и составляют механизм реализации прав и с свобод человека и гражданина, элементами которого являются:

— юридическое закрепление гарантий прав и свобод. Так,. Конституция Украины в ст 21 определила:»Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы», а в ст 22 указанного, что они не могут быть отменены и, а»при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод»д»;

— создание широкой системы охраны и защиты государством прав и свобод, которая обеспечивала бы их реальное использование и надежную защиту от любых посягательств. Это видится в конституционных положениях о том, что»права и свободы человека и гражданина защищаются судом»,»каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к. Уполномоченному. Верховной. Рады Украины по правам человека», использовать для ц ого все национальные средства, а также»обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина»(в 55). Причиненный гражданину материальный или моральный ущерб должен обязательно возмещаться (в 56)т. 56);

— развитие общественно-политической активности граждан, формирование сознательного отношения к использованию прав и свобод, повышение уровня правовой культуры. Первоочередной направлением деятельности в этом аспекте и есть необходимость научить граждан Украины защищать и защищать свои права. Именно поэтому. Конституция Украины (ст. 55) дает право любыми, не запрещенными законом, средствами защищать свои права и свободы в ид нарушений и противоправных посягательств, а в 57 гарантирует право знать свои права1 свободы и обязанности, считает не действующими законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, но не доведены до сведения населенияння;

— активизация деятельности объединений граждан, способствующих охране и защите прав и свобод. Указанное положение зафиксировано в ст 59. Конституции, которая провозглашает, что каждый имеет право на правовую помощь в вы ипадках, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется бесплатно. Для осуществления правовой помощи в Украине действует адвокатура. Конечно, функции защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина возлагаются адаються не только на адвокатуру. Соответствующие полномочия в этой сфере должны органы прокуратуры, суда,. СБУ, внутренних дел и т.п.. С формированием в Украине гражданского общества растет количество нед ержавних правозащитных органов, качественно улучшается их деятельностььність;

— государственный и общественный контроль за состоянием обеспечения прав, свобод и обязанностей. Государственный контроль в указанной сфере возлагается почти на все государственные органы. Так, согласно ст 102. Конституции,. Президент Украины провозглашается гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения. Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а в 116. Конституции указывает, что. Кабинет. Мини встретил Украина»принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданинадянина».

Общественный контроль возлагается и может осуществляться политическими партиями, массовыми демократическими объединениями, средствами массовой информации, органами местного самоуправления

Конституция Украины создала принципиально новую и качественную модель механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, но этот процесс никогда не может считаться законченным

Оценивая в целом комплекс прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Украины, убеждаемся, что соответствует положениям. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,. Международ дного пакта о гражданских и политических правах и. Факультативного протокола к. Международному пакту о гражданских и политических правах, которые ратифицированы Украиной. Этот комплекс значительной мере согласуется и с. Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и протоколами № № 2, 3, 8 и 11 настоящей. Конвенции, которые ратифицированы Украинойю.

Все вышеизложенное дает основания утверждать, что в Украине на основе принятой. Конституции должна состояться перестройка всей правовой системы, и ориентиром такой реформы должны стать права, свободы и обязанности человека и гражданина, процесс их реального обеспечения и осуществления. Государство со всеми его властными органами должна стать главным гарантом обеспечения этих прав, свобод и обязанностей, а водно время сама должна реформироваться, поскольку построение правового государства следует начинать с обеспечения прав человека и гражданина.

Права, свободы, законные интересы и обязанности граждан регламентируются и другими нормативно-правовыми актами. К ним следует отнести, в частности,. Закон Украины»Об объединении граждан»от 16 июня 1992 состоящий из шести разделов (34 статей). Право граждан на объединение является неотъемлемым правом человека, закрепленным. Общей декларацией прав человека и гарантированным. Конституцией и законами Украиныїни.

Раздел I. Общие положения. Объединением граждан является добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод. Объединением граждан соответствии с настоящим. Законом признается политическая партия или общественная организацииція.

Политической партией является объединение граждан-сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которые имеют главной целью участие в выработке государственной политики, формировании органов вла ады, местного самоуправления и представительство в их состав.

Общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты их законных социальных, экономических, творческих и других общих интересов

Не подлежат легализации, а деятельность легализованных объединений граждан запрещается в судебном порядке, когда их целью является: изменение способом насилия конституционного строя; подрыв безопасности государства; пропаганда войны, насилия; разжигание национальной и религиозной вражды, создание незаконных военизированных формирований; ограничение общепризнанных прав человека. Глава II. Принципы деятельности и ста тус объединений граждан. Раздел III. Порядок создания и прекращения деятельности объединений общинадян.

Раздел IV. Права объединений граждан, хозяйственная и другая коммерческая деятельность

Раздел V. Надзор и контроль за деятельностью объединений граждан. Ответственность за нарушение законодательства

Раздел VI. Международные связи объединений граждан. Международные объединения граждан

Закон Украины»О свободе совести и религиозных организациях»от 23 апреля 1991 г состоит из шести разделов (32 статей)

Раздел I. Общие положения. В них говорится, что задачами настоящего. Закона является обеспечение права на свободу совести, обеспечение социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересе ей граждан независимо от отношения к религии, определение взаимных обязанностей государства и религиозных организаций тощщо.

Раздел II. Религиозные организации. Религиозными организациями в Украине являются религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества, духовные учебные заведения, а также же объединения, состоящие из вышеупомянутых религиозных организаций. Религиозные организации представляются своими центрами (управлениями)и)»

Раздел III. Имущественное положение религиозных организаций. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, транспорт, средства и другое имущество, необходимое для обеспечения их деятельноститі.

Раздел IV. Права религиозных организаций. Права религиозных организаций и граждан неразрывно связаны со свободой вероисповедания

Раздел V. Трудовая деятельность в религиозных организациях и на их предприятиях. На граждан, работающих в религиозных организациях, распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и страх ления наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организацииій.

Раздел VI. Государственные органы и религиозные организации. Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях осуществляют местные государственные администрации и местные испол научим комитетти.

Государственный орган Украины по делам религий призван обеспечивать проведение государственной политики религий и. Церкви

Закон Украины»Об образовании»от 23 марта 1996 состоит из семи разделов (66 статей). Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, а само образование рассматривается ядаеться как основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государствви.

Раздел I.. Общие положения. Право граждан на образование обеспечивается: разветвленной сетью учреждений образования, основанных на различных формах собственности; разным формам обучения (очной, вечерней, заочной, е экстернатом, а также педагогическим патронажем) и другими мерамми.

Основными принципами образования являются: доступность образования, предоставляемого государством; гуманизм; демократизм; приоритет общечеловеческих духовных ценностей; научность системы образования; независимость системы образования в от политических партий, других общественных и религиозных организации.

Раздел II. Система образования в Украине устанавливается единая структура системы образования, охватывающей: дошкольное воспитание; общее среднее образование, внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование;; последипломную подготовку; аспирантуру, докторантуру; самообразованиету.

Раздел III. Участники учебно-воспитательного процесса. Воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты имеют право, на выбор профиля, формы обучения, индиви идуальних программ, внеклассных занятий, на пользование учебно-производственной, научной, спортивно-культурной, бытовой, оздоровительной базой учебно-воспитательного учреждения и т.п., их обязанности: систематическое и глубокое овладение знаниями, практическими навыками, профессиональным мастерством, повышение общекультурного уровня; соблюдение правил внутреннего распорядка учебно-воспитательного учреждения; соблюдения законодательства, моральных, этических норм общежитиятя.

Педагоги имеют право на свободный выбор форм, методов, средств обучения, защита профессиональной чести, достоинству и т.д. их обязанности: обеспечивать условия для усвоения учебных программ; утверждать уважение в принципам общечеловеческой морали; следовать педагогической этики, морали, уважать достоинство ребенка, ученика, студента тощо.

Раздел IV. Финансово-хозяйственная деятельность, материально-техническая база учреждений образования. Государство обеспечивает бюджетные ассигнования на образование в размере не менее 10% национального дохода, а также валютные ассигнования. Дополнительными источниками финансирования является плата за предоставление образовательных услуг, кредиты и займы банков, добровольные взносы тощощо.

Раздел V. Международное сотрудничество. Учебно-воспитательные заведения имеют право заключать соглашения о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с учебными заведениями, научными учреждениями других стран

Раздел VI. Международные договоры. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об образовании, то применяются правила международного договора

Раздел VII. Ответственность за нарушение законодательства об образовании. Должностные лица и граждане, допустившие нарушения законодательства об образовании, несут ответственность, установленную законодательством. Укр. РАМНни.

Закон Украины»О всеобщей воинской обязанности и военной службе»вид25 марта 1992 состоит из девяти глав (44 статей)

Глава I.. Общие положения. Всеобщая воинская обязанность означает: подготовку граждан к военной службе; приписке к призывным участкам; призыв на военную службу; прохождения службы, выполнение в воинского долга в запасе соблюдение правил воинского учета. О всеобщей воинской обязанности граждане Украины делятся на следующие категории: допризовники — лица, проходящие допризов на подготовку; призывники — лица, приписанные к призывным участкам; военнослужащие — лица, проходящие военную службу; служащие, проходящие альтернативную службу; военнообязанные находящихся в запасасі.

Существуют следующие виды военной службы: срочная и военная служба по контракту

Глава II. Подготовка граждан к военной службе. Она включает: допризывную подготовку юношей, подготовку призывников по военно-техническим специальностям, подготовку к поступлению в военно-учебных х заведений; военную подготовку студентов высших учебных заведений, физическую подготовку; лечебно-оздоровительную работу, повышение уровня общеобразовательной подготовки, изучение государственного языка; патриотич не воспитаниеня.

Глава III. Приписка граждан к призывным участкам. Имеет целью взятия юношей на учет, определения их количества, степени годности к военной службе и т.д. ее проводят районные (городские) военные ком мисариаты по месту жительства граждан, которым в год приписки исполняется 17 лет. Граждане, приписанные к призывным участкам, считаются призывникамками.

На срочную военную службу в мирное время призываются пригодные к ней по состоянию здоровья и возрасту граждане, которым ко дню отправления в военные части исполнилось 18 лет. Призыв проводится на под дстави. Указа. Президента дважды в рек.

Глава IV. Прохождение военной службы. Сроки военной службы: для лиц по контракту — 3 года, для прапорщиков и мичманов — не менее 5 лет, для офицеров от 5 до 10 лет по первому контракту; для офицеров, призванных из запаса, — 2 года, а для тех, которые добровольно вступили на службу из запаса, — не менее 3 рокки.

Освобождение от военной службы осуществляется: в запас, если военнослужащие не достигли предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья пригодны к военной службе; в отставку, если ресниц йськовослужбовци достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны непригодными по состоянию здоровья к военной службе. Глава V. Служба в запассі.

Глава VI. Военный учет военнообязанных и призывников. Воинский учет осуществляется по месту жительства и делится на общий и специальный (военнообязанные, которые бронируются за органе изация на период мобилизации), персонально-качественныйий

(возлагается на военные комиссариаты) и персонально-первинюш (возлагается на органы местного самоуправления, где нет военных комиссариатов)

Глава VII. Призыв в случае мобилизации. Демобилизация. Общая или частичная мобилизация объявляется. Президентом Украины с целью предотвращения военного нападения. Демобилизация производится по. Указу. Президента

Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе. Должностные лица государственных органов и граждане, виновные в нарушении законодательства об общих й воинской обязанности и военной службе, несут установленную законом ответственностьть.

Глава IX. Заключительные положения. Финансовое и материальное обеспечение воинской обязанности и военной службы осуществляется за средства государственного бюджета. Исполнительно-распорядительные органы обязаны обеспечить военные комиссариаты необходимыми средствами для призывову.

Закон Украины»О национальных меньшинствах в Украине»от 25 июня 1992 вступил в силу со дня его опубликования. Он состоит из преамбулы и 19 статей. В преамбуле говорится:»Верховная. Рада Украины ни, исходя из жизненных интересов украинской нации и всех национальностей в деле построения независимого демократического государства, определяя неразрывность прав человека и прав национальностей Украины, д отримуючись международных обязательств в отношении национальных меньшинств, принимает настоящий. Закон с целью гарантирования национальным меньшинствам права на их свободное развитиеок».

Украина гарантирует гражданам республики независимо от их национального происхождения равные политические, социальные, экономические и культурные права и свободы, поддерживает развитие национального самосознания и с самовыражения.

Все граждане Украины пользуются защитой государства на равных основаниях

В обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, государство исходит из того, что они являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека

Закон Украины»О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»от 15 сентября 1999 состоит из шести разделов (46 статей). Он определяет особенности правового регулирования, принципы создания права и гарантии деятельности профессиональных союзов. При этом устанавливает, что профессиональный союз (профсоюз) — добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими и интересы по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (учебыня).

Профессиональные союзы создаются с целью представительства, осуществления и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза. Деятельность профсоюзов строится на принципах законности и гласности. Информация о их уставных и программных документов является общедоступноою.

Законодательство относительно профсоюзов состоит из. Конституции Украины,. Закона Украины»Об объединении граждан», рассматриваемого. Закона,. Кодекса законов о труде Украины и других нормативно-правовых акте ей, принятых по ним. Если международными договорами, соглашениями, конвенциями, согласие на обязательность которых дано. Верховной. Радой Украины, предусмотрен более высокий уровень гарантий по обеспечению действовали ьность профсоюзов, то применяются нормы международного договора или соглашенийи.

Граждане Украины имеют право на основе свободного волеизъявления без какого-либо разрешения создавать профсоюзы, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать и участие в работе профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут создавать профсоюзы, но могут вступать в профсоюзы, если это предусмотрено их уставами.

Членами профсоюзов могут быть лица, которые работают на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности и видов хозяйствования, у физического лица, использующего наемный труд, ос соби, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, лица, обучающиеся в учебном заведении. Граждане Украины свободно выбирают профсоюз, в который они желают вступить. Основанием для вступления в профсоюза ки является заявление гражданина. Никто не может быть принуждаем вступать или не вступать в профсоюзлки.

Уставом (положением) профсоюза может быть предусмотрено членство в профсоюзе лиц, занятых творческой деятельностью, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц — субъектов предпринимательской д деятельности, а также лиц, которые учатся в профессионально-технических или высших учебных заведениях, лиц, которые уволились или службы в связи с выходом на пенсию или которые временно не работают. Стат утамы (положениями) может быть предусмотрено ограничение относительно двойного членства в профсоюзх.

Работодатели не могут избираться в состав руководящих органов профсоюза, членами которой являются наемные ими работники

Профсоюзы и их объединения в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право вступать в международные профсоюзные и других международных организаций и объединений, представляющих интересы пра ацивникив, и участвовать в их деятельности, сотрудничать с профсоюзами других стран, осуществлять иную деятельность, не противоречащую законодательству Украины. Все профсоюзы равны перед законом и у во одинаковые права по защите прав и интересов членов профсоюза. Профсоюзы могут иметь статус местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинскихих.

Профессиональные союзы, их объединения в своей деятельности независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других общественных организаций, политических партий, им не под дзвитни и не подконтрольны. Государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение в профессиональные союзы и соблюдение прав и интересов профсоюзов, легализованныхі.

Профсоюзы действуют в соответствии с законодательством и своими уставами. Уставы (положения) профсоюзов принимаются съездами, конференциями, учредительными или общим собранием членов профсоюза соответствующего ров вня и не должны противоречить законодательству Украини.

Легализация (официальное признание) профсоюзов, их объединений является обязательной и осуществляется путем их регистрации. Регистрация всеукраинских профсоюзов, их объединений осуществляется. Министерством юстиции. Укра ны, других профсоюзов, их объединений — соответственно. Главным управлением юстиции. Министерства юстиции Украины в. Автономной. Республике. Крым, областными,. Киевским и. Севастопольским городскими, районными, м. ИСК (городов областного значения) управлениями юстиции. Профсоюзы, их объединения могут прекратить свою деятельность путем реорганизации или ликвидации (самороспуска, принудительного роспускау).

Профсоюзы, их объединения осуществляют представительство и защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отно сыновьях с работодателями, а также с другими объединениями граждан. Они ведут коллективные переговоры, осуществляют заключение коллективных договоров, генерального, отраслевых, региональных, межотраслевых соглашений от имени работников в порядке, установленном законодательством. Профсоюзы, их объединения защищают право граждан на труд, принимают участие в разработке и осуществлении государственной политики в области трудовых в идносин, оплаты труда, охраны труда, социальной защиты. К их компетенции относится также право участвовать в разработке государственной политики занятости населения, государственных и территориальных программ занятости, проводить совместные консультации по этим проблемам с работодателями, их объединениями тощощо.

Профсоюзы, их объединения принимают участие в определении главных критериев жизненного уровня, прожиточного минимума, а также минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, политики ценообразования образования, разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и социальную защиту в случае полной, частичной или временной потери працез датности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законодательство.

Профсоюзы, их объединения имеют право представлять интересы работников в органах, рассматривающих индивидуальные трудовые споры и при решении коллективных трудовых споров (конфликтов) в порядке, уст ленном законодательством. Представители профсоюзов принимают участие в деятельности примирительных комиссий, трудовых арбитражей и других органов, которые рассматривают коллективный трудовой спор (конфликт). Вместе с тем, профсоюзы, их объединения имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, походов и демонстраций в защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов работников соотв в с законодательствомва.

Профсоюзы, их объединения имеют право получать бесплатно информацию от работодателей или их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся трудовых и и социально-экономических прав и законных интересов своих членов, а также информацию о результатах хозяйственной деятельности предприятий, учреждений или организаций. Указанная информация должна быть предоставлена ??в д есятиденний срок. Для решения актуальных проблем профсоюзного движения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров, с целью защиты прав и интересов членов профсоюзов профсоюзы и их объединения имеют право за счет собственных средств создавать учебные, культурно-просветительные учреждения, исследовательские, социально-аналитические учреждения, а также правовые, статистические, социологические учебные центры и центры независимых экспертиз. Для освещения своей деятельности профсоюзы и их объединения имеют право быть учредителями средств массовой информации и осуществлять издательскую деятельность ь согласно законону.

Профсоюзы, их объединения организуют и осуществляют общественный контроль за реализацией прав членов профсоюза в сфере здравоохранения, медик о-социальной помощи. Они участвуют в деятельности эк кспертних, консультативных и наблюдательных советов при органах и учреждениях здравоохранения, а также могут принимать участие в развитии массовой физической культуры, спорта, туризма, создании и поддержке спортивны х обществ и туристических организациий.

Профсоюзы, их объединения могут участвовать в создании условий для общедоступного пользования гражданами достоянием украинской национальной культуры, культур национальных меньшинств, проживающих ь на территории Украины, мировой культуры, свободы литературного, художественного, научного, технического творчества, социальной защиты работников интеллектуальной сферы деятельности.

Профсоюзы, их объединения в соответствии со своими уставами (положениями) принимают участие в разработке государственной жилищной политики, осуществлении мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства, улучшение я использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, в защите экономических и социальных прав граждан, связанных с получением, содержанием и сохранением житл.

Профсоюзные органы имеют право требовать расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия, учреждения или организации, если он нарушает законодательство, коллективные договоры и соглашения

Профсоюзы, их объединения могут иметь в собственности средства и другое имущество, необходимое для осуществления их уставной деятельности

Лица, оказывающие препятствование осуществлению права граждан на объединение в профсоюзы, а также должностные и другие лица, виновные в нарушении законодательства о профсоюзах, которые своими действиями или бездействием пере ешкоджають законной деятельности профсоюзов, их объединений, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно законам.

Закон Украины»О политических партиях в Украине»от 5 апреля 2001 состоит из шести разделов (24 статей), в нем устанавливается, что право граждан на свободу объединения в политические партии для. ВВИ ийснення и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов определяется и гарантируется. Конституцией Украины. Установление ограничений этого права а допускается согласно. Конституции Украины в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей, а также в других случаях, п ередбачених. Конституции Украинни.

Политическая партия — это зарегистрированное по закону добровольное объединение граждан-сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, имеет своей целью содействие формированию и в выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических захода.

Политические партии действуют в соответствии с. Конституцией и действующим законодательством Украины и согласно партийным уставом. Политические партии равны перед законом

Образование и деятельность политических партий запрещается, если их программные цели или действия направлены на а) ликвидацию независимости Украины, б) изменение конституционного строя насильственным путем, в) нарушений ния суверенитета и территориальной целостности Украины г) подрыв безопасности государства г) незаконный захват государственной власти; д) пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой или религиозно й вражды; е) посягательство на права и свободы человека; есть) посягательство на здоровье населения.

Политические партии не могут иметь военизированных формирований. Деятельность политической партии может быть запрещена лишь по решению суда в первой инстанции дело о запрете политической партии рассматривает. Верхов ный. Суд Украинни.

Членом политической партии может быть только гражданин Украины, который согласно. Конституции Украины имеет право голоса на выборах. Гражданин Украины может находиться одновременно только в одной политической па арте. Членами политических партий не могут быть: а) судьи б) работники прокуратуры в) работники органов внутренних дел г) сотрудники. Службы безопасности Украины г) военнослужащие. Членство в п олитичний партии является фиксированным. Обязательным условием фиксации членства в политической партии является наличие заявления гражданина Украины, поданной в уставный органа политической партии, о желании стать членом этой партииртії.

Политические партии должны иметь программу, которая является изложением целей и задач этой партии, а также путей их достижения. Политические партии должны иметь устав, который должен содержать следующие сведения: а) название политически ой партии б) перечень уставных органов политической партии, порядок их образования, их полномочия и срок этих полномочий в) порядок вступления в политическую партию, приостановления и прекращения членства в ней г) права и обязанности членов политической партии, основания прекращения или приостановления членства в политической партии г) порядок создания, общую структуру и полномочия областных, городских, районных организаций политической партии и ее первичных ячеек д) порядок внесения изменений и дополнений в устав и программу политической партии; е) порядок созыва и проведения партийных съездов, конф и, сборов и других представительных органов политической партии; есть) источника материальных, в том числе финансовых, поступлений и порядок осуществления расходов политической партии; ж) порядок ликвидации (самороз пуска), реорганизации политической партии, использования ее средств и другого имущества, оставшегося после его ликвидации (самороспуска).

Политическим партиям гарантируется свобода оппозиционной деятельности, в том числе: а) возможность выкладывать публично и отстаивать свою позицию по вопросам государственной и общественной жизни, б) участвовать в. ОБГ говорении, обнародовать и обосновывать критическую оценку действий и решений органов власти, используя для этого государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленном законом, в) вно сити в органы государственной власти Украины и органов местного самоуправления предложения, которые обов7язкови для рассмотрения соответствующими органами в установленном порядк.

Политические партии могут поддерживать связи с политическими партиями, общественными организациями других государств, международными и межправительственными организациями, заключать соглашения о сотрудничестве и осуществ ать другие меры, которые не противоречат законам и международным соглашениям Украины. Политические партии могут создавать международные союзы или вступать в такие союзы, уставами которых предусмотрено создание лишь кон сультативних или координационных центральных органев.

Политические партии для осуществления своих уставных задач имеют право на собственное движимое и недвижимое имущество, средства, оборудование, транспорт, другие средства, приобретение которых не запрещается законами Украины. Политический ские партии могут арендовать необходимое движимое и недвижимое имущество.

Вместе с тем, не допускается финансирование политических партий: а) органами государственной власти и органами местного самоуправления, кроме случаев, указанных законом, б) государственными и коммунальными предпри ятиями, учреждениями и организациями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в имуществе которых есть доли (паи, акции), являющиеся государственной или коммунальной собственностью, или принадлежащие нерезидентам в) иностранными государствами и их гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями; г) благотворительными и религиозными объединениями и организациями; г) анонимными лицами или под псевдонимом д) политическая ими партиями, не входящих в избирательный блок политических партии.

Политическая партия обязана ежегодно публиковать в общегосударственном средстве массовой информации финансовый отчет о доходах и расходах, а также отчет об имуществе политической партии

Государственный контроль за деятельностью политических партий осуществляют;

а). Министерство юстиции Украины за соблюдением политической партией требований. Конституции и законов Украины, а также устава политической партии;

б). Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии за соблюдением политической партией порядка участия политических партий в избирательном процессе

Политические партии обязаны подавать по требованию этих контролирующих органов необходимые документы и объяснения

В случае нарушения политическими партиями. Конституции и законов Украины к ним могут быть приняты такие меры: а) предупреждение о недопущении незаконной деятельности, б) запрет политической партии

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая