Ваши вопросы

Коап надзорная инстанция

Содержание:

Постановление Верховного Суда УР от 20 июля 2011 г. по делу N 4-а-310. Постановление и решение по делу об административном правонарушении отменены в связи с отсутствием в действиях лица события правонарушения

Постановление Верховного Суда УР
от 20 июля 2011 г. по делу N 4-а-310

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Общества

на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 22 апреля 2011 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества, установил:

постановлением прокурора Ленинского района города Ижевска от 9 марта 2011 года в отношении открытого Общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ ).

Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 22 апреля 2011 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 мая 2011 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Общества — без удовлетворения.

Не согласившись с состоявшимися по делу постановлением и решением, Общество обратилось с жалобой в порядке надзора в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой оспаривает законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на постановление. Заявитель указывает, что событие правонарушения по статье 13.11 КоАП РФ в его действиях отсутствует. Так, в силу пункта 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» согласие работника на обработку его персональных работодателем не требуется, поэтому названные постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу — прекращению.

Проверив материалы дела, поступившие в суд надзорной инстанции 28 июня 2011 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность ( часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Мировой судья, установив, что Общество путем ведения личных карточек осуществляет обработку персональных данных работников (сведения о фамилии, имени, отчестве, годе, месяце, дате и месте рождения, адресе проживания, семейном положении, образовании, профессии) в отсутствие письменного согласия работников Общества на обработку их персональных данных, пришел к выводу о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ.

Вместе с тем, вышеназванные действия Общества не могут быть квалифицированны по статье 13.11 КоАП РФ в виду следующего.

Так, для квалификации действий лица по статье 13.11 КоАП РФ необходимо установить нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Отношения по обработке персональных данных граждан регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N152-ФЗ «О персональных данных» , а по обработке персональных данных работников, — в том числе, главой 14 Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Персональные данные работника определяются как информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника ( статья 85 Трудового кодекса РФ).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что обработка персональных данных, то есть действия (операции) с персональными данными (сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных.

Между тем, законом предусмотрены случаи, когда согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не требуется.

В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ «О персональных данных» не требуется согласие субъекта персональных данных в случае, когда обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

Прокурором и судьями событие правонарушения по статье 13.11 КоАП РФ определено как осуществление Обществом деятельности по сбору, накоплению, хранению персональных данных работников Общества в отсутствии их письменного согласия.

Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем ( статья 20 Трудового кодекса РФ).

Согласно статьям 15 , 16 , 56 Трудового кодекса РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, возникающие между работником и работодателем на основании трудового договора.

Таким образом, учитывая, что Общество осуществляет обработку персональных данных (действия по сбору, накоплению, хранению) не всяких лиц, а именно работников Общества, отношения с которыми основаны на трудовом договоре, то согласие субъекта персональных данных (работников Общества) на обработку оператором-работодателем (Обществом) персональных данных в силу пункта 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» не является обязательным.

Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты также не предъявляют требования к получению письменного согласия работника на сбор, накопление, хранение его персональных данных работодателем.

В данном случае, сбор, накопление, хранение Обществом персональных данных работников Общества необходимо работодателю в связи с трудовыми отношениями и осуществляется им в целях исполнения трудового договора.

В связи с изложенным, по делу не установлено нарушения Обществом установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Событие административного правонарушения по статье 13.11 КоАП РФ отсутствует.

На основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является, в частности, отсутствие события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 22 апреля 2011 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 мая 2011 года подлежат отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ — в связи с отсутствием в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ. Производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 , статьей 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 22 апреля 2011 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества, отменить, производство по делу прекратить.

Жалобу Общества удовлетворить.

Первый заместитель Председателя
Верховного суда Удмуртской Республики

Статья 30.11 КоАП РФ. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Новая редакция Ст. 30.11 КоАП РФ

Комментарий к Статье 30.11 КоАП РФ

1. При применении статьи 30.11 КоАП (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля)) необходимо иметь в виду, что положения, закрепленные в данной норме, не лишают гражданина, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также других лиц, имеющих в силу статьи 30.1 КоАП право обжалования постановления по делу об административном правонарушении, права непосредственно обращаться к председателю или заместителю председателя соответствующего вышестоящего суда, правомочным на основании части 3 статьи 30.11 КоАП пересматривать вступившие в законную силу постановления. В противном случае будет нарушено право этих лиц на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалуемого постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП указанные лица не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы председатель или заместитель председателя соответствующего суда при наличии оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении выносит постановление. В случае отказа в удовлетворении жалобы заявителю должно быть сообщено об этом письмом.

Поскольку протест прокурора является процессуальным документом, предусмотренным КоАП, по результатам рассмотрения протеста прокурора председатель или заместитель председателя соответствующего суда выносит постановление об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении протеста.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.

Предполагается обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте принесения протеста прокурора, предоставить возможность ознакомления с протестом и представить свои возражения на него. Данные положения не препятствуют пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по жалобе лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.

2. Согласно главе 36 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных ст. 42 АПК лиц, а по делам, указанным в ст. 52 АПК, — по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора и в случаях, предусмотренных АПК, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов применяется и при пересмотре определений арбитражных судов, если предусмотрено их обжалование отдельно от решений, постановлений или если они препятствуют дальнейшему движению дела. Иные определения арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора вместе с пересмотром в порядке надзора решений, постановлений арбитражных судов.

Другой комментарий к Ст. 30.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье установлены общие правила пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Основанием для пересмотра решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов, может быть протест прокурора. Как вытекает из содержания статьи, речь в данном случае идет о принесении протеста в порядке надзора, в отличие от ст.30.1 КоАП РФ, которой устанавливается порядок принесения частного или кассационного протеста.

2. Право принесения протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, принадлежит узкому кругу лиц, а именно: прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

3. В ч.3 данной статьи устанавливается круг лиц, правомочных пересмотреть в порядке надзора жалобу, протест прокурора. Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Каждая из указанных судебно-надзорных инстанций имеет свою четко определенную компетенцию, установленную федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации», иными законами. Например, Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, являющийся заместителем Председателя Верховного Суда РФ, вправе пересмотреть жалобу, протест прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, принятое судьей окружного военного суда.

В рассматриваемой статье лишь в общих чертах определяется порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Основаниями к отмене или изменению вступивших в законную силу постановления, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов признаются те же обстоятельства, что и при рассмотрении дела в порядке пересмотра не вступивших в законную силу постановлений (см. комментарий к ст.30.7).

4. Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии со ст.180-191 АПК. Это означает, что при рассмотрении протестов действует большинство принципов Арбитражного процессуального кодекса: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только закону; равенство организаций и граждан перед судом; состязательность, гласность, непрерывность судебного разбирательства. Некоторые принципы действуют в этой стадии процесса не в полной мере, с учетом задач производства на данном этапе.

Согласно действующему законодательству в системе арбитражных судов функционирует только один судебно-надзорный орган — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Только он вправе рассматривать дела по протестам в порядке надзора на вступившие в законную силу решения и постановления арбитражных судов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе: оставить решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения; отменить решение, постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение; изменить или отменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение; отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части; оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (ст.187 АПК).

Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

СТ 30.13 КоАП РФ

1. Жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

4. Утратила силу.

4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

5. Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 30.13 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья предполагает, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в судебных инстанциях осуществляется по первой инстанции мировыми судьями, судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов субъектов РФ. Соответственно, жалобы на постановления этих судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в районном суде, областном (и равном ему суде), окружном (флотском) военном суде, вышестоящем арбитражном суде.

Следует отметить, что Верховный Суд РФ определен в качестве своего рода второй надзорной инстанции, поскольку он рассматривает жалобы и протесты, если таковые были предметом рассмотрения председателей областных (и равных им) судов или их заместителей.

2. Вступившие в законную силу постановления и решения судей военных судов пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в соответствии с правилами, установленными КоАП РФ.

3. Важно отметить, что пересмотр указанных дел закон относит к исключительной компетенции судов, даже в том случае, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено несудебным органом или должностным лицом. В этом важная гарантия обеспечения законности по делам об административных правонарушениях.

Надзорная жалоба по административному делу

Надзорная жалоба по административному делу — это реакция субъекта на постановление судебного органа в деле об административном правонарушении, при этом судебное решение обжалуется уже после того, как оно вступает в силу. Для вынесения объективного вердикта суд имеет право требовать от заявителя дополнительную документацию, которая подтверждает или опровергает рассматриваемые юридические факты. Как написать и куда подать надзорную жалобу по административному делу — более подробно в данной статье.

Судебный акт по административному делу обжалуется в 3 этапа:

  • подача апелляции;
  • кассационное обжалование;
  • обжалование акта в порядке надзора.

Основания подачи

Судопроизводство в надзорной инстанции по административному делу отмечено в положениях гл. 36 КАС РФ (Кодекс административного судопроизводства РФ). В частности, при неудовлетворительном результате апелляционного и кассационного обжалования суда, обратившийся вправе отменить ранее вынесенное постановление в порядке надзора.

Прежде чем начать составлять заявление, убедитесь, что:

  1. судебный орган рассмотрел не все доказательства по производству;
  2. не изучены все обстоятельства дела;
  3. не соблюдены положения законодательства в судопроизводстве;
  4. в судебном разбирательстве имелись неточности, противоречия и сомнения;
  5. доказательственный материал был ошибочный или ложный;
  6. использовались неверные показания свидетелей;
  7. постановление было вынесено лишь на основе документации, подготовленной должностными лицами, а к делу обвиняемого отнеслись предвзято (его виновность считалась бесспорной).

Любое решение по делу об административном нарушении, которое вступило в силу, возможно обжаловать. И сделать это могут субъекты, в отношении которых ведут судебное разбирательство, а также пострадавший, его защитник или представитель.

Как написать

Чтобы надзорную жалобу по делу об административном правонарушении приняли к рассмотрению, ее необходимо не только обосновать правильно, но еще соблюсти установленную законом форму. Лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который грамотно составить надзорную жалобу со ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты. Если жалоба будет составлена с нарушением законодательных требований, судебный орган не примет ее к рассмотрению и возвратит обратно заявителю.

Содержание жалобы включает:

  • реквизиты заявителя (Ф.И.О., адрес);
  • реквизиты судебного органа в надзорной инстанции;
  • указание на инстанции, рассматривающие судопроизводство в апелляционной и первой инстанции;
  • информация о лицах, участвующих в деле;
  • просьба обратившегося о пересмотре либо об отмене судебного постановления (со ссылками на законодательство);
  • суть обращения – основания для ее подачи;
  • дата и подпись заявителя;
  • список приложенных документов, подтверждающих требования, указанные в претензии.
  • ксерокопия Постановления по производству об административном нарушении;
  • ксерокопии Постановлений по результатам рассмотрения предыдущих протестов, когда такие решения были вынесены;
  • ксерокопии протеста, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле.

Факт принятия обращения в порядке надзора подтверждается соответствующим определением суда, уполномоченного принять протест.

Куда подать надзорную жалобу по административному делу

Обжалование в надзорную инстанцию, представление подаются в ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации (КАС РФ, ст. 333). Он изучает соответствие судебные решения или постановления требованиям действующего законодательства, которые вынесены по результатам рассмотрения протестов, если они ранее изучались Верховными судами субъектов России (п. 3 ст. 30.13 КоАП РФ). Таким образом, обжалование в порядке надзора по соответствующему делу осуществляется в Верховный суд субъекта РФ.

Сроки обжалования в порядке надзора равны 3 месяцам со времени вынесения последнего судебного акта по производству, то есть кассационного определения.

Прямой ссылки в законодательстве на то, в какой срок требуется обжаловать постановление, нет, поэтому она обязана быть принята и рассмотрена, вне зависимости от времени, прошедшего со вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрение надзорной жалобы в ВС РФ происходит в сроки не более двух месяцев без истребования дела и в сроки не свыше трех месяцев, если нужно истребовать дело с момента, когда оно поступит в Верховный Суд РФ. Срок изучения протеста в порядке надзора по административному производству могут продлить, но не более чем на два месяца, самим Председателем ВС РФ либо его заместителем, при истребовании дела, учитывая его сложность.

Правила подачи

Как подать надзорную жалобу по административному делу? Рассмотрим правила подачи обжалования:

  • В порядке надзора обжалование осуществляется непосредственно в суд надзорной инстанции.
  • Жалоба в надзорную инстанцию не может быть подана повторно по тому же делу и за нее не уплачивается государственная пошлина.
  • Обжаловать решение, которое вступило в силу, требуется пошагово, то есть нельзя сразу послать в Президиум ВС РФ жалобу в порядке надзора на Постановление районного суда, не обратившись в Президиум соответствующей вышестоящей инстанции и коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Результаты рассмотрения

По результатам рассмотрения обжалования в порядке надзора, судья вправе принять следующее решение:

  1. оставить протест без пересмотра, а обжалуемое судебное постановление без изменения;
  2. отменить обжалуемое решение полностью или частично и отдать дело на новое рассмотрение;
  3. произвести отмену обжалуемого судебного акта и прекратить судопроизводство;
  4. изменить один либо несколько судебных постановлений, принятых при судопроизводстве;
  5. оставить обжалуемое решение без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция – это фактически завершающий этап в вопросах обжалования судебных актов по административному производству. Впоследствии судебный акт вы можете обжаловать в международных инстанциях либо по вновь открывшимся обстоятельствам. Если документ оформлялся с каким-либо правонарушением, высока вероятность того, что судебный орган не примет его к рассмотрению, возвратив заявителю.

Следовательно, надзорную жалобу по административному делу ВС РФ или президиума суда субъекта РФ требуется составлять по установленному образцу. Можно документ составить самостоятельно, но желательно отстаивать свои права вместе с защитником, тогда шанс на пересмотр дела в вашу пользу за счет профессионального подхода увеличатся. Обратившись за помощью к нашим специалистам веб-портала Правовед.RU, вы получите бесплатную консультацию по вопросу, связанную подачей надзорной жалобы по административному делу. Позвоните по указанным на сайте телефонам или заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Обжалование решений по административным делам

Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом административного искового заявления. При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно. Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии:

  1. апелляционное обжалование;
  2. кассационное обжалование;
  3. обжалование решения в порядке надзора.

Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Апелляционная жалоба по административному делу

Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:

  • наименование судебного органа, куда она адресована;
  • полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
  • полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
  • наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
  • суть принятого судом первой инстанции решения;
  • указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;

Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.

  • к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
  • документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);

Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.

Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию. То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д. Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций – 3000 рублей.

Кассационное обжалование по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции. При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле. Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ. Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством голосов судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе:

  • оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.

Обжалование по административным делам в порядке надзора

Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ. Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом. Срок подачи надзорной жалобы – 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения. Содержание надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу. К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов.

Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ. Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности. По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение:

  • оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
  • отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
  • изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.