Законы

Что является составляющим понятия административное законодательство

Предмет административного права

Предмет, методы и система административного права

Административное право как отрасль публичного права

Публичное право включает в себя отрасли, в разной степени связанные с правовым механизмом организации и функционирования государства и его органов: конституционное (государственное) право, административное право, уголовное право, финансовое право, налоговое право, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право. В предмет публично-правового регулирования входят, например: основы государственного устройства; функционирование государства и его институтов; институты гражданского общества; система и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения.

Каждая отрасль имеет особые предмет и методы правового регулирования, а также специальную структуру нормативного материала, составляющего систему соответствующей отрасли права. Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов, интересов государства, всего общества (публичных интересов). Частное право обеспечивает и охраняет интересы отдельных лиц, индивидов, используя при этом специальные формы и методы правового регулирования, средства разрешения конфликтов, особый процессуально-правовой режим производств, применяемых для урегулирования возникающих споров.

Под административным правом обычно понимают право администрации («право управления», «управленческое право»). В этом смысле каждая страна, имеющая развитую правовую систему, обладает административным правом, поскольку она обязательно располагает совокупностью норм, регламентирующих деятельность администрации. В механизме правового воздействия административному праву принадлежит особая роль, которая заключается в том, что оно выступает необходимым инструментом управления социальными процессами в обществе. Административное право входит в систему научных и учебных дисциплин, объединяемых термином «наука управления» («управленческая наука»). Наряду с административным правом сюда входят также, например, теория государственного управления, общее учение об управлении, управленческая политика, психология управления и т. д.

Самое простое и правильное определение предмета административного права заключается в том, что эта отрасль права регулирует общественные отношения в области государственного (публичного) управления. Административное право устанавливает правопорядок в отношениях между государством и гражданами, попадающих в «сферу внимания» государственной администрации и должностных лиц при осуществлении административной деятельности. Поэтому между гражданами и государством складываются отношения власти-подчинения.

Административное право как отрасль публичного права определяется прежде всего своим предметом, т. е. системой государственно-управленческих отношений, поскольку государственное управление реализуется через категории публичного интереса, потребностей, целей, стимулов и норм. Административное право регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной и стабильной государственной службы (гражданской, правоохранительной и военной), обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти, развития административного нормотворчества, формирования административного нормоконтроля (административной юстиции или административного судопроизводства).

Наряду с регулирующими функциями административному праву присущи и правоохранительные (т. е. принуждающие, ад- министративно-юрисдикционные) методы воздействия на конкретных участников правоотношений. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, также применяют в деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пределах административно-властные правоохранительные, контрольно-надзорные полномочия.

Особенностью административного права является то, что оно детализирует (развивает, конкретизирует) общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования иных отраслей права. К ним относятся, например: конституционное, уголовное, таможенное, финансовое, бюджетное, налоговое, земельное, экологическое, строительное право. Принципиально важный характер этой отрасли права подчеркивает и главный метод (или, точнее говоря, один из методов) правового регулирования — императивный методу метод властных предписаний. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.

Административному праву присущи следующие отличительные признаки:

  • оно обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач;
  • оно использует возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права;
  • оно направлено на организацию и функционирование государственной власти, государства и его органов;
  • областью его административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов публичного управления с гражданами, организациями и иными субъектами права;
  • существуют материальные («управленческие») административно-правовые нормы и сложноструктурированные в отдельные производства процессуальные нормы, создаваемые для реализации материальных норм административного права;
  • процессуальные административно-правовые нормы можно разделить на два вида: а) нормы позитивного характера, т. е. регулирующие, управленческо-процедурные (административные процедуры); б) административно-деликтные нормы, устанавливающие режимы правоохраны, контроля и надзора, разрешения, применения мер государственного принуждения; для реализации этого вида норм законодательство устанавливает соответствующие административно-правовые процедуры и порядки;
  • важнейшей формой осуществления управленческих действий является не договор (как в гражданском праве), а административный акт, т. е. нормативный или индивидуальный правовой акт управления; в практике деятельности государственной администрации и ее органов все чаще стали заключаться административные договоры, относящиеся к области публичного права;
  • ответственность органа государственного управления, государственного или муниципального служащего, должностного лица в случае причинения ими ущерба третьим лицам наступает только при осуществлении установленных для них государственных функций, т. е. если этот ущерб был причинен должностными лицами (государственными и муниципальными служащими) при осуществлении служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей и функций);
  • при возникновении административно-правового спора применяется как административный, так и судебный порядок его рассмотрения или урегулирования. Оба способа разрешения административных дел (административного конфликта, административно-правового спора) применяются с соблюдением установленных в соответствующих нормативных правовых актах процедур, производств, принципов и гарантий. В настоящее время административное судопроизводство в России осуществляется судьями соответствующих судов Российской Федерации (например, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, военных судов, мировыми судьями).

Административное право регулирует отношения, возникающие в области управления, и в качестве главного объекта изучения имеет управление (государственное управление) и все отношения, связанные с управлением. Административное право — это, по сути, правовая оболочка управления, управленческой деятельности, процесса управления и его организации (структуры).

В окончательной формулировке административное право — это отрасль нрава (система правовых норм), которая для выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов, а также при обеспечении юридической защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

Таким образом, административное право реализуется посредством применения системы административно-правового регулирования управленческих отношений, формирующихся в процессе осуществления исполнительной власти. Для обеспечения выполнения регулятивной и охранительной функций административного права создается система правового регулирования публичного управления, которая позволяет в комплексе проанализировать содержание административного права. Система (механизм) административно-правового регулирования дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования отношений в сфере публичного управления. В эту систему входят следующие элементы:

  • административно-правовые нормы;
  • правоприменительный процесс;
  • административно-правовые отношения, создаваемые в результате действия административно-правовых норм и их применения.

Предмет административного права: содержание и структура

Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами. Управленческая деятельность, которая регламентируется административно-правовыми нормами, является основным средством практической реализации исполнительной власти.

Административное право представляет собой систему правовых норм, которые:

  • регулируют отношения в сфере организации и функционирования публичного управления (государственного управления, местного самоуправления), в области действия органов исполнительной власти (организация и система управления, формы и методы осуществления управленческих действий, система и структура органов исполнительной власти, исполнение административных регламентов);
  • определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административных актов, заключение административных договоров);
  • создают гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами обшей юрисдикции, арбитражными и военными судами;
  • устанавливают многочисленные административно-правовые режимы, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность;
  • определяют виды административного принуждения за «отрицательные» результаты управления (противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также устанавливают ответственность за совершение правонарушений в различных областях управления (ответственность органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; административная ответственность физических и юридических лиц);
  • обеспечивают права, свободы и законные интересы как граждан, так и юридических лиц.

Административное право нельзя представить вне пределов действия административного законодательства. Термины «административное законодательство» и «административно-процессуальное законодательство» встречаются в тексте Конституции РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72). Административное право как система административно-правовых норм основывается на административном законодательстве, регламентирующем отношения в области публичного управления различных органов государства и местного самоуправления, а также в сфере совершения административных действий (принятия решений) по отношению к гражданам, общественным объел и нениям, организациям. За совершенные правонарушения в сфере управления и за нарушения установленного порядка управления законодательством устанавливается административная ответственность или применяются иные меры административного принуждения.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. В зависимости от того, каковы особенности их участников (как правило, обязательным участником управленческих отношений является тот или иной субъект исполнительной власти), можно выделить следующие виды управленческих отношений между:

  • субъектами исполнительной власти, один из которых подчинен другому, и при этом они находятся на различных организационно-правовых уровнях;
  • субъектами исполнительной власти, которые не подчинены друг другу и находятся на одном и том же организационно- правовом уровне;
  • органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, концернами, объединениями, учреждениями;
  • органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчетность, контроль и надзор), и государственными предприятиями;
  • субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • субъектами исполнительной власти и коммерческими и некоммерческими организациями;
  • исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;
  • исполнительными органами местного самоуправления и общественными объединениями;
  • органами исполнительной власти и гражданами;
  • исполнительными органами местного самоуправления и гражданами.

Таким образом, административно-правовые отношения возникают на почве управления, организации управления, управленческой деятельности органов управления, процесса управления, административного процесса, защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений органов управления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

Принципиальным моментом является положение, в соответствии с которым административное право — это совокупность правовых норм, которыми регулируется публичное управление в государстве, в муниципальных образованиях и других публичных институтах. Иными словами, административное право регулирует отношения не только в сфере государственного управления, но и в сфере управления, осуществляемого на негосударственном уровне, — местного самоуправления, а также управления в других публичных организациях и учреждениях.

Суммируя сказанное, представим предмет административного права следующим перечнем отношений:

  • управленческие отношения, возникающие в рамках организации публичного управления (организационное административное право);
  • управленческие отношения, в рамках которых реализуются функции и полномочия органов исполнительной власти; отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти и органов публичного управления;
  • управленческие отношения, связанные с деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и возникающие при осуществлении управленческого процесса (процесса управления), т. с. при издании правовых актов управления, заключении административных договоров, использовании других форм управленческих действий;
  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представительной, судебной властей и прокуратуры;
  • отношения, связанные с рассмотрением дел о защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (и их должностных лиц), нарушающих права и свободы граждан; судьи единолично рассматривают также дела об административных правонарушениях и жалобы на постановления иных административных (юрисдикционных) органов о применении к физическим или юридическим лицам административных наказаний;
  • управленческие отношения, возникающие при реализации общественными организациями и иными негосударственными организациями делегированных им государством специальных государственно-властных полномочий по вопросам управленческой деятельности.

Общим признаком названных групп отношений является то, что в совокупности они составляют общественные отношения в сфере управления (исполнительной власти). Эти отношения регулируются правовыми нормами, которые содержатся не только в федеральных законах, но и в законодательных актах субъектов РФ и многочисленных подзаконных актах (приказах, положениях, инструкциях).

Административное право

Административное право – фундаментальная отрасль публичного права, представляющая собой упорядоченную совокупность юридических норм, которые регулируют систему общественных отношений в процессе организации и осуществления исполнительной власти, то есть государственного управления. В общественной жизни административное право также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Возникновение, формирование и развитие административного права связаны с публичным и, прежде всего, государственным управлением как разновидностью социального (общественного) управления. Отношения, опосредующие деятельность механизма исполнительной власти, а в широком смысле государственного управления, в своей совокупности составляют предмет административного права.

Содержание

Административное право, по сути, является управленческим правом или правом управления[1]. На бесспорную связь административного права с управлением указывает ключевой термин в его названии «административное», производный от латинского «administratio», обозначающий в переводе на русский язык управление, руководство как вид деятельности, а также субъекта, его (т.е. управление или руководство) осуществляющего[2].

↑Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права

В теории права при классификации его отраслей выделяют два критерия: предмет и метод правового регулирования, позволяющие различать самостоятельные отрасли права.

Административное право удовлетворяет этим критериям. Главным же из них является особенность предмета, т. е. круга, общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Базовыми общественными отношениями, составляющими предмет административного права в качестве самостоятельной отрасли, являются организационные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе формирования и осуществления государственного управления, а в узком смысле – в связи и по поводу реализации механизма исполнительной власти. С учетом сферы и оснований возникновения эти отношения называются также управленческими.

Метод административного права представляет собой совокупность средств и способов административно-правового воздействия на те общественные отношения, которые составляют предмет административного права как самостоятельной отрасли правовой системы Российской Федерации. Специфика его обусловлена тем, что административное право регулирует, главным образом, отношения, одна из сторон которых обладает юридически властными полномочиями. По своей сути — это правовой способ осуществления государственного управления. Метод административного права характеризуется двумя основными особенностями: 1) наиболее существенной особенностью административно-правового регулирования является то, что оно осуществляется методом юридического неравенства сторон управленческих отношений; 2) административно-правовое регулирование осуществляется, как правило, императивными нормами, а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях, например, правом на обжалование.

Подчеркивая главное, что свойственно административно-правовому методу регулирования, также следует иметь в виду, что он не исключает согласования решений, действий, сотрудничества сторон как условий нормальных управленческих отношений. Кроме того, в ряде случаев отношения в сфере управления оформляются административными договорами.

↑Система административного права

Система административного права – внутренняя структура административного права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность норм административного права, регулирующих однородные общественные отношения в различных сферах государственного управления.

Система административного права состоит из общей и особенной частей. Общая часть административного права включает принципы и содержание государственного управления; предмет административного права; метод административно-правового регулирования; статус субъектов административного права; административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти, субъектов государственного управления; государственную службу; административный процесс; административную ответственность; обеспечение законности в государственном управлении. В особенной части содержатся административно-правовые норм, которые регулируют однородные общественные отношения в отраслях хозяйства (в экономической, политико-административной и социально-культурной сферах).

↑Наука административного права

Наука административного права – отраслевая (наряду с гражданским правом, уголовным правом, государственным правом, семейным правом и др.) юридическая наука, которая состоит из системы научно-правовых взглядов, представлений, теоретических позиций и знаний об отрасли административного права и тех общественных отношениях, которые составляют ее предмет.

Состав науки административного права образуют следующие методологические средства: предмет науки, методология науки, система науки, история науки, терминология и библиография.

Предметом науки административного права являются действующие нормы административного права, а также общественные отношения в сфере государственного управления (а в узком смысле — в сфере реализации механизма исполнительной власти) в своем историческом развитии.

Административное право как наука является объектом пристального научного внимания таких ученых-административистов, как Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Елистратов А.И., Старилов Ю.Н., Тихомиров Ю.А. (подробнее об этом смотри: Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России; Елистратов А.И. Основные начала административного права; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс) и др.

↑Административное право как учебная дисциплина

Административное право как учебная дисциплина – это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы науки административного права. Административное право как учебная дисциплина состоит из систематизированного набора знаний об организации и осуществлении механизма исполнительной власти, то есть государственного управления.

↑Рекомендуемая литература

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. – М., 2007, Зерцало.

Административное право. Под. ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. – М., 1999, Юристъ.

Бельский К.С. Феноменология административного права. – Смоленск, 1995.

Берендтс Э.Н. Опыт системы административного права. – Ярославль, 1898.

Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М., 2002

  1. Подробнее смотри: Административное право. Под. ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. – М., 1999, Юристъ ↑ 1
  2. Подробнее смотри: Административное право России. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М., 2007, Зерцало ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

1.2. Цели административного права

Среди многих целей административного права самыми важными являются следующие.

1. Административное право обеспечивает рамки правовых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление государством и обществом.

В российской правовой науке «управление государством и обществом рассматривается как в широком, так и в узком смысле, но в административном праве оно используется в ином понятийном ряду — в связи с деятельностью исполнительных органов государственной власти (органов исполнительной власти) и органов самоуправления (с недавних пор).

Идея о том, что управление государством и обществом должно осуществляться в соответствии с такими рамками, является одним из фундаментальных принципов общества, основанного на правовое государстве, и обычно записана в конституции.

Использование правовых стандартов управления государственно-организованным обществом включает в себя:

деятельность институтов в рамках установленных законом целей, полномочий;

недопустимость выхода за установленные законом пределы полномочий;

экономичность и эффективность принимаемых решений;

открытость, прозрачность, обоснованность принимаемых решений;

участие заинтересованных субъектов в процессе принятия управленческих решений;

подотчетность и контроль в управленческой системе;

возможность обжалования решений.

2. Административное право важно также для обеспечения оптимального («хорошего») уровня управления государственно-организованным обществом с использованием административных институтов государственной власти.

«Хорошее качество управления» — понятие, которое на первый взгляд является неопределенным, в настоящем контексте означает, что любой департамент, агентство, местная власть или иной общественный орган используют свои полномочия для целей, определенных законом, и являются объектом ограничений, наложенных законом. Государственная администрация не имеет ни власти, ни естественных полномочий, выходящих за рамки того, что предписано законом. Государственная администрация — это просто инструмент, призванный помочь обществу осуществить его цели. В рамках закона хорошее администрирование должно осуществляться экономично, что означает эффективное и рентабельное использование ресурсов. Административное право в целом и административные процедуры в особенности задают рамки и цели административного действия и создают промежуточные принципы, которые направляют и формируют эти действия. Стандарты, требующие открытости и прозрачности, сбора доказательств и вовлечения сторон, предоставления обоснования, создания механизмов подотчетности и права регресса, — все это способствует лучшему принятию решений и действий.

3. Управление и администрирование связано не только с эффективным достижением обозначенных законом действий, но и с тем, как обращаются с людьми. Эта цель может быть определена как обеспечение справедливых условий реализации прав личности в управлении государственно-организованным обществом. Административные власти, будь то министерства, департаменты или местные органы, обладают большой властью над гражданами. Многие основные блага общества, такие, как социальные пособия, лицензии на определенные виды торговли и профессии, свобода укреплять свою собственность и капитал, управлять бизнесом, — все это зависит от администрации. Одним из основных завоеваний современного конституционализма является принцип, согласно которому с гражданами в их отношениях, связанных с государством во многих его формах, государство должно обращаться справедливо и их права должны уважаться. Граждане перестали быть предметами торговли или продуктом, с которыми правительство или администрация могут обращаться но своей прихоти, но являются личностями с правами, а также с обязанностями.

В конечном итоге всякое понимание административного права в современных политико-правовых теориях не может не учитывать того обстоятельства, что государство в целом, его институты, в том числе административные, не имеют никакой другой глобальной цели, кроме служения интересам каждого отдельного индивида и общества в целом, защиты прав гражданина и человека. Государство во всех проявлениях его сущности не может возвышаться над гражданским обществом и индивидами, его составляющими, — оно не более чем инструмент в руках общества и индивидов по обеспечению гармоничных условий жизни людей. Административные же институты власти в наибольшей степени должны подчинять свои действия интересам индивидов, поскольку на них, согласно законодательству современных демократических государств, возлагается обязанность обеспечивать выполнение конституции, законов, закрепляющих права и свободы гражданина и человека;

именно эти институты власти переводят в плоскость практического применения нормативные акты государства и местного самоуправления. Предоставляемые административным институтам полномочия не имеют самостоятельного существования вне зависимости от выполнения ими возложенных на них обязанностей. Этим объясняется действие принципа «разрешено все, что не запрещено законом» исключительно в процессе реализации прав и обязанностей человеком, а не реализации компетенции государства и его институтов, которая строго ограничена в части их прав, т.е. возможностей выбирать вид и меру своего поведения.

4. Каждая из этих трех целей административного права может рассматриваться как элемент в более общей цели обеспечения законного управления. Законность — это комплексное понятие, но здесь мы имеем в виду, что управление и администрирование совершаются таким образом, который рассматривается в обществе как эффективный и правильный.

В российской политической практике и административной науке «администрирование» рассматривается также в несколько ином качестве — как характеристика политического режима, стиль государственного управления, состоящий в преимущественном использовании в управленческих процессах силового давления, жесткой подчиненности, команд и взысканий, обеспечиваемых подсистемой наказаний.

Указанные стандарты, в свою очередь, проверяются набором принципов и практик, среди которых принципы административного права составляют важный элемент. Например, администрация, которая добивается хороших результатов и которая при этом уважает права граждан и их групп, близка к тому, чтобы рассматриваться как законная. Это представление о законности будет далее укреплено соблюдением промежуточных стандартов, о которых уже говорилось. Например, если управление осуществляется открыто и прозрачно, то оно, вероятно, завоюет дополнительное уважение, в котором будет отказано власти, действующей закрыто и тайно. То же самое относится и к другим стандартам и практикам: соблюдение правил уведомления, слушания, открытия информации, обоснования, соблюдение сроков и регресс. Законность — это вопрос степени, которой ни одна система не достигнет полностью; но чем выше соответствие управления принципам административного права, тем большая степень уважения к власти будет завоевана, а следовательно, будет обеспечиваться прогрессивно-стабильное развитие общества.

Вместе с тем здесь имеется в виду правовая законность, которая основана на праве как системе принципов, созданных волей народа и выраженных в законах, имеющих правовой (справедливый) характер. Только в этом случае будет достигнута важнейшая цель — обеспечение через оптимальное управление общественными делами интересов каждого индивида, воля которого ранее была объективирована в соответствующем законе.

Структура и содержание процесса квалификации административных правонарушений

элементом, квалификация административного правонарушения —

универсальный процесс, протекающий на всех стадиях юрисдикционного производства, связанных с исследованием фактических обстоятельств совершенного правонарушения, включающий в себя следующие этапы:

возбуждение дела об административном правонарушении;

рассмотрение дела об административном правонарушении.

Вместе с тем требования к полноте квалификации на каждой

стадии различны, так как она во многом зависит от объема и достоверности информации об обстоятельствах правонарушения. Поскольку стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административном правонарушении, а также исполнения постановления о назначении административного наказания не связаны с исследованием фактических обстоятельств совершенного деяния, они не предполагают проведения квалификации административного пра-вонарушения.

Квалификация — это определенного рода процедурно-операционный процесс, складывающийся из ряда последовательно совершаемых действий (этапов), находящихся между собой в системной связи и взаимодействии. Представляется, что указанная связь обусловлена общностью природы и содержания различных элементов, из которых складывается административно-деликтный процесс как своего рода деятельность судей, органов, должностных лиц по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Данный процесс призван решать определенные задачи. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ к ним относятся: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Задачи административно-деликтного процесса указывают на то, что их решение тре-бует такой организации производства, которая обеспечила бы правильное применение закона. Таким образом, реализация перечислен-ных задач возможна не иначе, как при использовании и посредством квалификации противоправного деяния.

Обращение к вопросам содержания административно-правовой квалификации показывает, что она заключается в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками состава административного правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение законодательства в той или иной сфере.

Содержание процесса квалификации правонарушений включает в себя следующие структурные элементы:

выявление и анализ признаков реально совершенного деяния;

анализ признаков конструкции состава правонарушения, предусматривающего административную ответственность;

сравнительный анализ результатов оценки признаков деяния и состава правонарушения.

Выявление признаков деяния осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, которыми в соответствии с требованиями КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Правильное разрешение дела требует установления всех фактических обстоятельств в их точном соответствии с тем, что имело место в действительности. Процесс установления данных фактов по делу следует называть доказыванием (процессом познания доказательственных фактов), под которым понимается осуществляемая в установленной законом процессуальной форме деятельность уполномоченных субъектов по собиранию, закреплению, проверке и оценке фактических данных, необходимых для установления истины по делу.

Исходя из этого, квалификация является своеобразным связующим звеном, соединяющим такие виды деятельности в сфере права, как правотворчество и правоприменение. Причем правотворчество является условием процесса квалификации, а его результаты (правовые нормы) — юридическим основанием его проведения; правоприменение выступает в качестве формализованного отражения структуры и содержания оценки деяния как противоправного.

На основе полученных, проверенных и оцененных доказательств в сознании субъекта квалификации выстраивается своеобразная модель совершенного правонарушения, включающая в себя множество признаков деяния: место, время, способ, средства, обстоятельства совершения правонарушения и др. Для квалификации проступка из множества признаков необходимо отобрать лишь наиболее значимые, которые определяют правовую характеристику совершенного деяния. Вероятно, прежде всего таковыми являются общие признаки, присущие любому виду административного правонарушения: общественная вредность и противоправность деяния. Вывод об общественной опасности и противоправности деяния основывается на знании лицом, осуществляющим квалификацию, действующего законодательства, а также на его жизненном, профессиональном опыте, правосознании.

На этом первом этапе процесса квалификации — разграничении противоправного и правомерного — необходимо учитывать не только признаки административного правонарушения, но и аналогичные положения, содержащиеся в уголовном законодательстве.

Признание деяния административно’-противоправным и общественно вредным является предпосылкой возникновения второго, наиболее сложного этапа квалификации. Задача этого этапа — решение вопроса о том, какая административно-правовая норма предусматривает это деяние. Здесь необходимы выяснение и сопоставление так называемых видовых признаков, т.е. признаков, характерных для нару-шения того или иного вида законодательства (экологического, налогового, противопожарного и т.д.).

Окончательная квалификация деяния возможна лишь при установлении всех обстоятельств правонарушения. В связи с этим правоприменителем могут обобщаться и затем систематизироваться все юридически значимые признаки деяния, чтобы потом, сопоставив их с признаками, содержащимися в правовых нормах, отобрать видовые, т.е. соответствующие конструктивным признакам состава пра-вонарушения.

Систематизация признаков оцениваемого деяния осуществляется в соответствии с элементами состава административного правонарушения, т.е. относящимися к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне. По мере получения сведений о фактических обстоятельствах дела они сосредоточиваются в эти четыре «блока». Очевидно, что сопоставить сразу всю совокупность этих признаков в большинстве случаев невозможно.

Административно-правовая квалификация — это процесс, протекающий во времени и в пространстве. Следовательно, как особая разновидность правоприменительной деятельности последняя возможна только в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Как таковая квалификация возможна только в рамках возбужденного дела об административном правонарушении и в его пределах, а как особая разновидность официальной процессуальной деятельности уполномоченных судей, органов, должностных лиц — в предусмотренных административно-деликтным законодательством формах и установленными процессуальными методами.

Производство по делам об административных правонарушениях является видом юридического производства. Процессуальные действия в административной ответственности — это установленные законодательством об административных правонарушениях способы обнаружения, фиксации, изъятия, оценки и применения доказательств, используемые компетентными органами и должностными лицами в целях

установления лиц, совершивших правонарушение, привлечения виновных к административной ответственности, а равно к оправданию невиновных.

С процессуальных позиций административно-правовая квалификация ограничена сроками давности привлечения к административной ответственности и сроками производства по делу. Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, установленных КоАП РФ (срок давности составляет один год).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Исходя из проведенного анализа, представляется, что срок давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности должен быть продлен до одного года. Реализация данного предложения требует внесения соответствующих изменений и дополнений в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, что будет способствовать качеству квалификации по соответствующей категории дел.

При определении места и роли квалификации правонарушений в юрисдикционном производстве нужно учитывать то, что, следуя требованиям плановости и последовательности производства по делу, субъекты квалификации, в отсутствие достаточных проверенных данных, используют вероятностные суждения, наиболее приближенно объясняющие причины и механизм совершенного правонарушения (версии, гипотезы и др.).

Оценка роли приведенных факторов предполагает необходимость рассмотрение вопроса об истинности и ложности (правильности) квалификации, достоверности получаемых результатов. Вместе с тем в рамках заявленного вопроса представляется уместным ограничиться рассмотрением следующей проблемы: ограничена ли познава

тельная деятельность правоприменителя рамками состава административного правонарушения и является ли в данном случае сфор-мулированный им вывод абсолютной истиной.

Решение заявленной проблемы напрямую связано с определением границ и объема познавательной деятельности правоприменительного субъекта в ходе квалификации правонарушения и их соотношением с предметом и пределами доказывания по делам об административных правонарушениях. Решение поставленного вопроса видится в сле-дующем ответе на него: уполномоченные судьи, органы, должностные лица обязаны охватить своей познавательной деятельностью не только фактические и правовые признаки деяния и предусматривающего его состава административного правонарушения, но и причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие админи-стративную ответственность; личность виновного, его имущественное положение; имущественное и финансовое положение юридического лица; обстоятельства, исключающие противоправность деяния; условия и обстоятельства, влекущие освобождение от административной ответственности.

Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, следует отметить, что познавательная деятельность субъектов квалификации не ограничена только рамками состава соответствующих правонарушений, поскольку, как нам представляется, предмет и пределы квалификации являются составной частью предмета и пределов доказывания — более широкого понятия (в соотношении с предыдущим), охватывающего практически все стороны многоаспектного административно-деликтного производства.

Также использование при квалификации оценочных и вероятных суждений, по мере накопления доказательственной базы, должно быть на более поздних этапах производства заменено на утвердительные и окончательные выводы о совершенном деянии и его административно-правовой оценке. Представляется, что этому в немалой степени способствуют специальные познания, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях, обеспечивающие установление факта правонарушения, обнаружение, закрепление, изъятие и использование доказательств, выступающие своего рода «балансиром» между обыденными и специальными знаниями.

В этих целях КоАП РФ предусматривает в качестве доказательств заключения эксперта, показания специальных технических средств. Им также установлена возможность назначения экспертизы в случаях, если при производстве по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Однако заключение эксперта не является обязательным для субъектов квалификации, которые должны мотивировать свое несогласие с ним.